Высшее образование: минимум или максимум

У нас дома хранятся две пары одинаковых знаков, обнаруживающих принадлежность к двум институтам.
Вот первая пара.
Какой из этих значков мой, а какой мамин, теперь угадать сложно, но сам факт того, что я продолжила ее профессиональный путь, и местом получения первого высшего образования выбрала институт, который закончила мама, говорит о многом.

Мамина увлеченность профессией передалась мне еще в средней школе. Иногда она брала меня с собой на работу – в детский психоневрологический санаторий, чтобы дать возможность своими глазами увидеть медицинский мир.
Мне нравились мамины тетради и учебники, которые живы у нас до сих пор, и в сумме с ее позитивным отношением к больным детям и непоколебимой убежденностью в необходимости оказания им помощи все это подтолкнуло меня к выбору профессии.



Похожая ситуация произошла и с моим мужем. Вслед за своим отцом он увлекся физикой (правда, уже не прикладной, а теоретической) и закончил Московский инженерно-физический институт.

Различить значки, выданные выпускникам МИФИ в разные десятилетия, несложно, если взглянуть на их обратную сторону и сравнить вес. Значок начала 1960-х тяжелее, а его изнанка выглядит солиднее.

Не знаю, вручают ли подобные знаки в настоящее время.
К слову, пойти по папиным стопам мне в голову не приходило, и я этому очень рада. Папа закончил Московский энергетический институт, был мастером спорта, и это - его значки.

Советская традиция награждать выпускников институтов и университетов академическими нагрудными знаками была заимствована из дореволюционной практики. И даже форма – ромб, не является социалистическим новшеством.
Когда учились мы и наши родители, высшее образование действительно было высшим. Оно не входило в жизненный минимум, не являлось элементом материального престижа и предполагало серьезные умственные усилия и действительно отличало специалистов от рабочих.
Многие получали его сразу после школы, но огромное количество людей сначала овладевало профессией на базе средне-специального образования, а затем поступало в институт.
Затратить массу усилий для получения высшего образования и потом не работать по специальности – такое поведение казалось странным.
Сейчас это почти норма.
Демонстрировать социальный успех, в основе которого лежат не знания и способности, а случайное стечение обстоятельств или выгодные связи, было не принято. Это не значит, что в советское время не было проходимцев. Они были, но помалкивали.
Позднее стало модно бравировать своими посредственными способностями, дурным поведением и неудовлетворительными отметками. Пускаясь в воспоминания, богачи начали соревноваться друг с другом в том, кто нарушал школьную дисциплину чаще и более дерзко.
«А меня вообще выгнали из школы!» - самозабвенно кричала очередная «звезда»…
Что же, каждому времени – свои ценности.
В СССР о незаконном приобретении диплома или значка не могло идти и речи (а если она и шла, то исключительно шепотом), поэтому эти знаки остаются для меня ценными символами знаний, хотя их стоимость сейчас вряд ли превышает цену килограмма варено-копченой колбасы.
Есть у вас знак, свидетельствующий об окончании вуза?
|
</> |