Великий Новгород. Ильина улица и ц. Спаса Преображения

топ 100 блогов architectstyle26.10.2023 Великий Новгород. Ильина улица и ц. Спаса Преображения

Из дворика Знаменского собора выходим к Спасо-Преображенской церкви. Как я уже писала в предыдущей части, Знаменский собор и церковь Спаса Преображения объединены одной историей. В разные периоды эти храмы были местом пребывания главной святыни города - иконы «Богоматерь Знамение».

Великий Новгород. Ильина улица и ц. Спаса Преображения 01.jpg

Теперь подробнее о церкви и её главной магнетической силе. Старые фото с уличных информационных стендов.

Великий Новгород. Ильина улица и ц. Спаса Преображения 02.jpg

Церковь построена в 1374 г. на месте деревянной 1103 г., где хранилась покровительница города - икона «Богоматерь Знамение». Согласно преданию икона своим чудесным заступничеством спасла Новгород в битве с суздальцами в 1169 г. На сюжет этого исторического события написана другая известная икона «Чудо от иконы Знамение (Битва новгородцев с суздальцами)», хранящаяся в Новгородском музее-заповеднике.

Великий Новгород. Ильина улица и ц. Спаса Преображения 03.jpg

Церковь Спаса выделяется торжественностью и нарядностью, являясь одним из лучших образцов своего времени. Постройка одноглавая, четырехстолпная, с одной апсидой и, изначально, трехлопастным завершением фасадов. Первоначально с западной стороны церкви существовал притвор с небольшой звонницей. Мы можем видеть звонницу на старой фотографии. При всей своей монументальности церковь Спаса на Ильине отличается стройностью, стремлением ввысь за счет энергично поднятых щипцов кровли. Фасады богато украшены валиками, нишами, бровками, двойными «ползучими» арками. Особое впечатление производит обилие разного рода крестов – огромных накладных, на ступенчатом основании, так называемых «голгофских», и вкладных, расположенных в круглых нишах. Среди фасадных росписей, некогда украшавших храм, над западным входом сохранилась фреска «Богоматерь Одигитрия», написанная в XIV в.

Великий Новгород. Ильина улица и ц. Спаса Преображения 04.jpg

В 1378 г. церковь расписана выдающимся византийским живописцем Феофаном Греком по заказу «благородного и боголюбивого боярина Василия Даниловича». Прославившийся еще при жизни художник расписал более 40 храмов от Константинополя до Москвы, но только этот ансамбль является бесспорным произведением, сохранившимся от его богатого наследия.

Великий Новгород. Ильина улица и ц. Спаса Преображения 05.jpg

Грандиозное изображение Христа Вседержителя в куполе являет грозного судью, гневно взирающего с небес на землю. В виде обширных фрагментов фрески уцелели в алтаре, на сводах арок и в Троицком приделе, где представлена композиция Троица Ветхозаветная, а также ряд пустынножителей и столпников в минуты их полного отрешения от внешнего мира. Над входом изображены Богоматерь «Неопалимая Купина» и Архангел Гавриил.

Христос Пантократор. От этой фрески невозможно оторвать глаз. Христос буквально пригвождает вас своим взглядом.

Великий Новгород. Ильина улица и ц. Спаса Преображения 06.jpg

Фигура Христа Пантократора написана в скуфье купола. Христос изображен погрудно, взирающим с небес на землю Пальцы десницы сомкнуты, т.е. Христос представлен именно как Вседержитель (греч. – Пантократор) – Тот, кто в своей руке держит весь сотворенный Им мир.

Великий Новгород. Ильина улица и ц. Спаса Преображения 07.jpg

В северо-западной камере на хорах располагался придел св. Троицы. Сохранившиеся здесь фрески дают наиболее полное представление о характере творчества Феофана Грека.
В соответствии с посвящением придела, в стенописи доминирует образ Троицы Ветхозаветной, который Феофан вписал в асимметричную форму сегмента восточной люнеты, создав парадоксальное впечатление симметричной композиции, движущейся ввысь.

Великий Новгород. Ильина улица и ц. Спаса Преображения 08.jpg

Для «Ветхозаветной Троицы» Феофан Грек избрал традиционный иконографический вариант, изображающий Гостеприимство Авраама. В верхней части композиции под сенью Мамврийского дуба восседают за полукруглым столом три ангела. Средний из них благословляет стоящую перед ним чашу с головой тельца, закланного Авраамом. Еле различимый крестчатый нимб – недвусмысленно указывает на то, что под этим ангелом Феофан подразумевал второе лицо Троицы – Сына. Справа, на первом плане, изображена Сарра. Склоняясь перед ангелами, она собирается положить на стол еще один хлеб. Нижняя левая часть композиции утрачена, но там, несомненно, был изображен Авраам, – вероятно, симметрично Сарре и в аналогичной склоненной позе.

Вознесены к небу в подвиге молитвенного предстояния полуфигуры столпников на мощных капителях колонн.

Великий Новгород. Ильина улица и ц. Спаса Преображения 09.jpg

Фигуры столпников (слева направо: Симеон старший, Симеон Дивногорец, Алипий Столпник) исполнены по принципу «несходного подобия»: они, словно диковинные цветы, «вырастают» по пояс из массивных и роскошных чаш-капителей столбов. Однако типы их ликов, формы капителей и даже самих столбов – варьируются. Почти все столпники, всем своим существом ожидая нисхождения благодати, держат руки перед грудью в характерном жесте, вызывающем вместе с тем ассоциации с отвержением мирской суетной жизни, «вхождением в себя». Будучи совершенно неподвижными, святые старцы, по замыслу Феофана, представлены в состоянии предельной концентрации всех духовных и физических сил. Подобно слепцам, они «видят» Божественный свет не внешними очами, но внутренним зрением, словно осязая сверкающими кончиками пальцев распахнутых ладоней нисходящую благодать. Св. Симеон Столпник (конец IV - первая половина V в.) — сирийский основоположник необычной формы аскезы — столпничества. Он прославился 47-летним стоянием на столпе в посте и молитве близ Антиохии в Сирии. Согласно житию, он получил от Бога дар исцелять душевные и телесные болезни, предвидеть будущее.

св. Акакий - образ кротости и смирения

Великий Новгород. Ильина улица и ц. Спаса Преображения 10.jpg

Строго напротив центрального ангела Троицы, олицетворяющего Христа, представлен в медальоне св. Акакий - образ кротости и смирения - тех качеств, которые возвеличил Сын Божий, придя в мир. Фон медальона состоит из трех концентрических тонально различающихся слоёв, светлеющих от центра к краям медальона. Благодаря этому приему у зрителя создается ощущение, что фигура в медальоне излучает свет. Акакий фигурирует в «Лествице» преподобного Иоанна Лествичника как образец послушания (само его имя в переводе с греческого означает «незлобивый»), которое он нёс в течение десяти лет у жестокого старца. Не выдержав тягот побоев, он умер; но послушание его было столь велико, что он смог воскреснуть по одному лишь призыву наставника.
Я всегда поражаюсь, как художник одним, двумя штрихами в добавлении к портрету может точно изобразить характер портретируемого. Смотрите, как у святого сходятся к переносице и вверх брови, образуя морщинки на лбу. Действительно, смирение и кротость читаются в мимике лица.

В нижнем ярусе росписей были представлены святые отцы, свершающие литургию, преподобные и исповедники.
Святитель. Фрагмент композиции «Поклонение жертве».

Великий Новгород. Ильина улица и ц. Спаса Преображения 11.jpg

Роспись восточной стены Троицкого придела. Фигура святителя-литургиста представлена в полиставрионе (украшенной крестами фелони) и омофоре, с развернутым литургическим свитком в руках. Святитель представлен в виде седого старца с прямым пробором чуть волнистых густых волос средней длины; короткая борода завершается крутыми завитками. По иконографическому типу это может быть св. Григорий, просветитель Армении, либо св. Петр Александрийский.

Богоматерь. Деталь композиции «Благовещение».

Великий Новгород. Ильина улица и ц. Спаса Преображения 12.jpg

Роспись западной грани юго-восточного столба. Богородица изображена развернутой вполоборота на фоне палат. Пресвятая Дева изображена с веретеном в руке и лежащей на коленях чашей с клубком пурпурной шерсти, что свидетельствует том, что в момент Благовещения она занималась изготовлением пряжи для завесы Храма. Жест поднятой правой руки намекает на вопрошание, обращенное к архангелу Гавриилу, возвестившему Ей о будущем рождении Иисуса Христа: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» Окружающие фигуру Богоматери архитектурные кулисы исполнены по законам пространственных построений эллинистического искусства.

Св. Александра. Изображение римской императрицы Александры.

Великий Новгород. Ильина улица и ц. Спаса Преображения 13.jpg

Роспись западного склона арки между западным рукавом и северо-западным угловым компартиментом. Святая жена изображена в высокой короне, с жемчужными подвесками и перекинутым через кисть левой руки лором. Голова окружена нимбом. В опущенной и отведенной в сторону правой руке она держит восьмиконечный мученический крест. По качеству рисунка и точности передачи пластической формы это изображение уступает манере Феофана и, по всей вероятности, исполнено его учеником или помощником.

Выходим на улицу и ещё раз окидываем взглядом церковь Спаса Преображения уже в вечернем свете.

Великий Новгород. Ильина улица и ц. Спаса Преображения 14.jpg

В годы фашистской оккупации в результате бомбардировок часть сводов церкви была разрушена, в углах здания образовались трещины, пострадала живопись. В ходе послевоенной реставрации храм восстановлен в древних формах, с сохранением щипцовой кровли XVII в. по проекту архитектора-реставратора Л.М. Шуляк. В послевоенные годы была промыта и укреплена стенопись, а исследования 1960-х годов показали, что под поздними наслоениями XIX в. еще возможны новые находки древней живописи.

Уличный макет

Великий Новгород. Ильина улица и ц. Спаса Преображения 15.jpg

А теперь пройдёмся неспешно по Ильиной улице

Великий Новгород. Ильина улица и ц. Спаса Преображения 16.jpg

В прошлом году здесь шли ремонтные и восстановительные работы. Теперь реконструкция Ильиной улицы, которую сделали наполовину пешеходной, завершена. Поменяли дорожное покрытие, установили освещение, скамейки, провели озеленение.
На Ильине улице расположено не мало памятников архитектуры и объектов культурного наследия.

Здание почтовой конторы XIX века

Великий Новгород. Ильина улица и ц. Спаса Преображения 17.jpg

Новгородцы-старожилы помнят, что в советские времена улица называлась по-советски «ул. 1 мая», в 1991 году ей было возвращено её дореволюционное имя – Ильина. Если честно, то не дореволюционное, а гораздо более далёкое – известное с XII века. Ведь в начале прошлого века – её называли Ильинская. А вот средневековое название как раз Ильина улица. Кстати, чтобы не было проблем со склонением, дорога (улица) мыслилась, как принадлежащая каким-то образом Илье, может быть, даже церкви Ильи, и называлась Ильина ( т.е. отвечала на вопрос «Чья?»). Это означает, что Ильина - притяжательное прилагательное, и склонять следует: до Ильиной улицы, по Ильиной улице, на Ильину улицу. И ещё можно наблюдать сохранившуюся устаревшую форму склонения в топониме к названию храма: Спас на Ильине улице.

Великий Новгород. Ильина улица и ц. Спаса Преображения 18.jpg

Подворье Зверина монастыря XIX века

Великий Новгород. Ильина улица и ц. Спаса Преображения 19.jpg

Великий Новгород. Ильина улица и ц. Спаса Преображения 20.jpg

Великий Новгород. Ильина улица и ц. Спаса Преображения 21.jpg

Великий Новгород. Ильина улица и ц. Спаса Преображения 22.jpg

Дом вдовы генерал-майора Е.Н. Кармановой

Великий Новгород. Ильина улица и ц. Спаса Преображения 23.jpg

Памятник архитектуры XIX века: дом вдовы генерал-майора Е.Н. Кармановой. А позднее, как гласит надпись на памятной доске, здесь жила Л.М. Шуляк (1896-1996 гг.), архитектор-реставратор и почётный гражданин Новгорода.
Подумать только, человек прожил на свете целый век. С любопытством посмотрела биографию Любови Митрофановны. Интересно же, что человек видел и пережил за долгие годы.
Итак, Л.М. Шуляк родилась в Петербурге, детство провела в Киеве. В 1927 году окончила Высшие женские архитектурные курсы, вошедшие в состав Архитектурного института академии художеств. Одновременно училась на археологическом отделении факультета общественных наук Ленинградского университета.
С 1920 по 1931 год — научный сотрудник отдела древнерусского зодчества Государственной академии истории материальной культуры под руководством Константина Романова. Участвовала в экспедициях по выявлению и обследованию памятников архитектуры Архангельской, Псковской, Новгородской, Ленинградской губерний и Среднего Поволжья. Работала с Дмитрием Айналовым, Игорем Грабарем.
С 1938 года работала районным архитектором и научным сотрудником в отделе Государственной охраны памятников в Ленинграде. С начала войны оставалась в осаждённом городе, где участвовала в подготовке к эвакуации Эрмитажа, статуй Летнего сада и других памятников. Голодала, с тяжёлой формой дистрофии была госпитализирована.
12 марта 1942 года выслана из Ленинграда по ложному обвинению. Жила в Ухте, Сургуте до окончания войны. А я так думаю, это спасло ей жизнь. Реабилитирована спустя 15 лет.
В мае 1946 года по приглашению С. Н. Давыдова приехала в Новгород для работы в созданной им первой в СССР Специальной научно-производственной реставрационной мастерской (СНПРМ). В прошлой части о фресках Знаменского собора я упоминала эту мастерскую. Л.М. Шуляк принимала активное участие в восстановлении города, работала старшим архитектором.
В 1950 году после вынужденного отъезда из Новгорода С.Н. Давыдова, В.Н. Захаровой осталась единственным архитектором реставрационных мастерских. В ходе реставрации основных памятников городской архитектуры подготовила учеников, которые во многом превзошли её: Л.Е. Красноречьев, Г.М. Штендер, Т.В. Гладенко. Этот факт лучшим образом рекомендует Л.М. Шуляк, как учителя.

Список работ Любови Митрофановны впечатляет, ведь всё это древние памятники архитектуры:
• 1946—1947 — Церковь Спаса на Нередице. Раскопки, сбор фрагментов фресок и консервация.
• 1947—1949 — Церковь Димитрия Солунского. Полная реставрация купола и фасадов.
• 1950—1961 — Церковь Спаса Преображения на Ильине улице. Реставрация храма с сохранением щипцовой восьмискатной кровли.
• 1952 — Церковь Иоанна Богослова на Витке. Реставрация в первоначальных формах.
• 1951—1955 — Церковь Феодора Стратилата на Ручью. Реставрация с раскрытием трёхлопастного завершения и первоначального декора. С участием Л.Е. Красноречьева.
• 1954—1956 — Церковь Николы на Липне. Капитальная реставрация.
• 1955—1958 — Церковь Петра и Павла в Кожевниках. Вместе с Г.М. Штендером.
• Церковь Покрова Зверина монастыря. Реставрация фасадов.
• 1975—1982 — Церковь Рождества Христова на Красном поле. Реставрация с раскрытием первоначальных фасадов.

И все эти церкви мы с вами со временем посмотрим. А пока гуляем дальше.

Великий Новгород. Ильина улица и ц. Спаса Преображения 24.jpg

Великий Новгород. Ильина улица и ц. Спаса Преображения 25.jpg

Великий Новгород. Ильина улица и ц. Спаса Преображения 26.jpg

Двухэтажный дом жены статского советника Д.Ф. Дмитриевской

Великий Новгород. Ильина улица и ц. Спаса Преображения 27.jpg

А притулился он к дому купеческого сына И.Д. Неворотина

Великий Новгород. Ильина улица и ц. Спаса Преображения 28.jpg

Перекрёсток венчает старинное здание женской гимназии

Великий Новгород. Ильина улица и ц. Спаса Преображения 29.jpg

По некоторым причинам в кадр попала только двухэтажная пристройка (слева), так что пока я буду исправляться, смотрим старую фотографию гимназии с pastvu.com

Великий Новгород. Ильина улица и ц. Спаса Преображения 30.jpg

Продолжение следует...

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Минутка транспортного искусства. Что-то вы вчера весьма прохладно встретили товарища Хрущёва на крейсере "Киров" . Ну ладно, тогда держите товарища Сталина на крейсере "Молотов" (фрагмент). Картина экспонировалась в питерском музее ВМФ в рамках выставки "Вожди и флот", автор ...
Дорогие друзья, это п*****. Не ожидала, что столько внимания соберет тема детей и замужества. Еще я не ожидала, что в 23 года не стремиться обзавестись ребенком - это зовется инфантильностью:) Откуда взялись высказывания про "пожить для себя до 35" я не знаю. В моем случае я говорила о ...
Они сидят замороженные в банках. Жизнь, которой пока не дали полноценный шанс. Так, оставили на всякий случай. На днях случилась довольно бредовая, но показательная история иллюстрирующая то, что бывает, когда люди хотят сами контролировать зарождение жизни. В природе все ...
Ох, и денёк вчера выдался! Последние две-три недели я обратила внимание, что Дуся стала выглядеть очень уж кругленько. Вспомнили случай, как примерно месяц назад она отсутствовала пару дней. Сложили два и два и заподозрили беременность средней тяжести. Диагностика осложнена была тем, ...
Сегодня 30 июня, 17.00 по Москве, и с вами канал "На слабО!" Подводя итоги второго заплыва нашего начинающего матереть сообщества, приятно заметить, что за прошедший месяц оно, сообщество, во-первых, разрослось числом аж до двадцати одного(!) участника, во-вторых, поднялось с ...