Великий Новгород. Храмы Славенского конца (начало)


Со свежими силами, с утра, пройдем по безлюдным улицам к церквям апостола Филиппа и Николая Чудотворца на Нутной улице. Послушаем их длинную и не простую историю. А затем отдохнём во дворике Знаменского собора и посмотрим старинные фрески. Таков план сегодняшнего поста.
Те самые безлюдные улицы






Первое летописное упоминание о храме святого апостола Филиппа относится к 1194 году, когда страшный пожар опустошил большую часть Великого Новгорода. Жители города были напуганы до такой степени, что боялись оставаться в своих домах и жили в открытом поле. По обету и в благодарность Богу за избавление от этого бедствия, архиепископом Мартирием был освящен вновь сооруженный деревянный храм в честь святого апостола Филиппа на улице Нутной.
Церковь горела ещё дважды, а в 1383 году при архиепископе Алексии был заложен и через год освящен каменный храм. До нас дошли имена основателей, это были Родислав Данилович, Устин, Филипп и Александр.
Сообщая о сооружении каменного храма во имя апостола Филиппа в 1383 году, летописец ни слова не сказал о церкви святителя Николая. Тем не менее, историки обнаружили, что в Писцовых книгах конца ХV века и в челобитной царю Алексею Михайловичу указываются церкви Филиппа и Николая.
Церкви апостола Филиппа (справа) и Николая Чудотворца (слева) на Нутной улице

Вот такое у нас с вами сегодня пасмурное утро. Или это просто тучки, присевшие переночевать, заспались, не разлетелись ещё странствовать? И да, не удивляйтесь, вы всё правильно видите. Строение одно, церквей две. Но всё по порядку.
Вполне вероятно, что вначале по соседству с церковью Филиппа существовал самостоятельный деревянный храм, но он то ли обветшал, то ли сгорел и прихожане Филипповской церкви уступили Никольский придел пострадавшим соседям, а во время капитальной перестройки церкви Филиппа в ХVI веке была сооружена и церковь Николая.
В 1527 году церковь апостола Филиппа поднялась «на старой основе», но с северной её стороны вместо маленького придела строится двухэтажная церковь Николая, равная основному храму по длине и высоте, но неширокая. На втором этаже церкви Филиппа сооружаются хоры (полати), а в их юго-западном помещении – придел Воскресения Христова. Весь нижний этаж (подцерковье) предназначался под хранилище.
Обе церкви на втором этаже разделялись глухой стеной, но в подцерковье в смежной стене был сооружён проём, двери в котором запирались на засовы с обеих сторон.
Иконы наружных киотов



До начала ХVII века церкви Филиппа и Николая, несмотря на общую смежную стену, имели юридическую самостоятельность и своих прихожан. Это положение изменило всеобщее бедствие – страшный мор (чума) 1606-1607 годов, который унёс жизни тысяч новгородцев. Город обезлюдел, опустели храмы. Тогда-то оставшиеся прихожане обеих церквей и решили объединиться в один приход.
В годы шведской интервенции церкви Филиппа и Николая были значительно разорены. Отремонтировать церкви удалось лишь к середине ХVII века. В это время, вероятно, сооружалась и новая большая деревянная колокольня взамен старой: «У церкви колокольня деревянная на осьми столпах шатровая».
Значительные перестройки произведены в ХVIII и первой четверти ХIX веков. Деревянную паперть и колокольню заменили новыми каменными, которые простояли до наших дней. Клеймо на металлической связи в колокольне сообщило дату этих работ — 1735 год.
Южная стена церкви апостола Филиппа с деревянным крыльцом

Во время строительства колокольни в западной стене Никольского храма была сооружена внутристенная лестница, разобраны своды, а новые поднялись на другом уровне, крыша стала односкатной. Тогда же был перестроен храм апостола Филиппа. Его кровля стала четырёхскатной. Оконные проёмы строители растесали и переделали их на более широкие с арочной перемычкой. Стены, своды и столпы украсились живописью. При этом живопись купольной части храма относится к ХVI веку, т.е. была сделана двумя веками ранее.
К концу ХIХ столетия пристроенная церковь Николая Чудотворца заметно обветшала, поэтому в 1898 году её пришлось разобрать. Церковь апостола Филиппа осталась без своей опоры на долгие семьдесят пять лет.
Северная стена церкви Николая чудотворца с деревянным крыльцом

Во время войны храм святого апостола Филиппа не сильно пострадал, был вскорости залатан и превращён в склад. В 1961 году из действовавшего тогда здания Никольского собора на Ярославовом дворище переселили с глаз долой религиозную общину на окраину, в Филипповскую церковь. Для этого из Филипповской церкви склад попросили вон. Церковь наскоро отреставрировали за три месяца. Всеми работами руководила молодой реставратор-архитектор мастерской Нинель Николаевна Кузьмина. Тогда она ещё не предполагала, что судьба накрепко соединит её с приходом апостола Филиппа.
Несмотря на все старания храм апостола Филиппа разрушался из-за отсутствия существовавшей когда-то подпоры в виде храма святителя Николая. На стенах церкви Филиппа в 60-е годы явно обозначились трещины, северная стена стала отклоняться на север.
Одним из вариантов спасением сооружения могло стать воссоздание Никольского храма. Был разработан и предложен проект реставрации памятника в формах ХVII века с сохранением поздних пристроек и колокольни. За всеми волокитами лишь в 1977 году проект Н.Н. Кузьминой был утверждён. На строительство ушёл всего один год.



Церкви относятся к типу уникальных для всего древнерусского зодчества сдвоенных построек с необычным количеством глав — всего четыре: две маленькие, две большие. Церкви равны по высоте, но различны по площади; подцерковье и хоры общие. Как сказано выше, в XX веке на протяжении 30 лет церковь Апостола Филиппа оставалась кафедральным и единственным действующим храмом в Новгороде. Церкви восстановлены по проекту выдающегося архитектора-реставратора Н. Кузьминой.
А мы уже останавливаемся у Знаменского собора. Тут я вас хочу немного обмануть, т.к. фотографии сделаны в разное время суток, и поздним вечером, и ранним утром. Поздний вечер - это ближе к десяти, но ещё достаточно светло.

Знаменский собор расположен на современной Первомайской улице. С XI века здесь существовала улица Ильина, перепланированная в конце XVIII века, а затем переименованная в Знаменскую.
Знаменский собор и расположенная рядом церковь Спаса Преображения на Ильине объединены в своеобразный архитектурный комплекс общностью истории. В разные периоды эти храмы были местом пребывания главной святыни города - иконы «Богоматерь Знамение». Икона стала покровительницей города после того, как в 1170 году, по преданию, помогла новгородцам отразить нападение войска под предводительством сына Андрея Боголюбского.
Икона была настолько почитаема, что в 1353 году возвели каменную церковь Знамения, в которую перенесли икону. Известно, что церковь Знамения перестраивалась в 1527 году, но к концу XVII века обветшала и была разобрана.

Знаменский собор, сохранившийся до наших дней, возводился при архиепископе Корнилии. Приверженность древним обычаям определяет художественные вкусы Корнилия, предпочитавшего возводить грандиозные соборного типа храмы.
Знаменский собор, уступающий по размерам только Софийскому собору, представляет в плане близкую к квадрату четырёхстолпную постройку, с тремя алтарными выступами на востоке. Собственно храм располагается на втором этаже, он как бы вознесён над первым - подцерковьем. Собор увенчан пятью главами, но световой является только центральная глава.
Основной объём опоясан с трёх сторон двухэтажными галереями, заканчивающимися с востока разновременными приделами - небольшими храмами. Первоначально в галереи вели три парадных крыльца-всхода, подобные, по-видимому, западному, с раскрытыми арочными проёмами.

Пространство самого собора, раскрывающееся от портала, грандиозно; его трудно охватить взором. Обозрению доступен лишь каждый отдельный компартимент , условно ограниченный столбами, стенами сводами. Выделяется центральное подкупольное пространство, осенённое световым барабаном с куполом, покоящемся прямо на сводах.
В соборе существовало две зоны: помещение для молящихся и алтарное, ограждённое высоким иконостасом. Деревянному резному позолоченному иконостасу принадлежала важная роль не только в организации пространства, но и в создании общего эмоционального впечатления. Настроение особой торжественности, прославления возникало под воздействием укрупнённого ритма архитектурных форм, величавого движения пространства, обилия солнечного света, усиленного сиянием позолоты иконостаса, киотов, поддержанного многокрасочной живописью.

Фасады собора выглядят сдержаннее, упрощённее. Им присуща характерная для храмов этого круга упорядоченность, строгий размеренный ритм, симметрия. Все фасады трактованы одинаково, подчинены общему горизонтальному мерному ритму. Каждая стена членится на три равных участка - прясла, завершающихся одинаковыми полукружиями закомар. Строго над центром собора воздвигнута центральная глава, над угловыми компартиментами - малые главы. Отнесённые далеко от центра боковые главы лишили венчающую часть слитности.


Обогащает общее впечатление пластическая выразительность отдельных деталей, введение цвета в декор наличников, горизонтальных тяг, использование живописи в тимпанах и изразцов.



Знаменский собор неотделим от комплекса построек конца XVII - XIX веков: колокольня, святые врата, корпус богадельни. Современный облик комплекс приобрёл в результате реставрационных работ, в которых участвовали архитекторы: С.Н. Давидов, З.И. Васильева, Д.М. Фёдоров, Г.М. Штендер, И.Н. Кузьмина, Г.П. Никольская; архивные исследования - Л.А. Секретарь.
Обязательно стоит зайти внутрь, чтобы осмотреть фрески. Они сохранились в весьма неплохом состоянии.

Опустошённый пожаром в 1696 году, Знаменский собор не был восстановлен, по причине отсутствия средств, до 1698 года. Инициатива возобновления собора и украшения его настенной живописью в интерьере, на фасадах, а также иконостасом, принадлежит митрополиту Иову, назначенному на Новгородскую кафедру в 1692 году и Знаменскому протопопу Авраамию, приступившему к сбору народных пожертвований.
Первым вкладчиком стал сам митрополит Иов. В числе именитых жертвователей были - царь Пётр I, его сын, царевич Алексей, князья Трубецкие, Щербатовы, бояре Стрешневы, Нарышкины, Головины и «другие многие всякого чина люди».

Монументальная живопись Знаменского собора была исполнена артелью из 30-ти мастеров во главе с костромичом Иваном Бахматовым и золотописцем Посольского приказа, москвичом Фёдором Юрьевым. Той же артелью выполнялись иконы для иконостаса, «да около столпов в киотахъ шесть образовъ».

Работы по украшению собора, начатые в 1699 году под личным наблюдением митрополита Иова, были завершены 13 сентября 1702 года, о чём свидетельствовала храмозданная надпись на южной стене, фрагменты которой сохраняются и поныне. В том же тексте указано на посвящение храма «Во славу святыя, единосущныя, животворящия и нераздельныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, в похвалу же и честь скорыя Помощницы и Заступницы,.. Владычицы нашея Богородицы», определившее тем самым основную идею всего ансамбля стенописи.

В основе замысла всей системы росписи - прославление Троицы, её божественной Премудрости - явленной в сотворении мира, деяниях Христа, апостолов, становлении земной Церкви, определившей путь спасения человечества.
Догмат Троицы, как основной, входит во все христианские символы веры; из него вытекают, на нем основаны главные догматы церкви: воплощения (очеловечивания), искупления, спасения (воскресения).

Фрагмент алтарной росписи

Как вы уже успели заметить, изображения Троицы - Отечества размещены на всех центральных сводах (купольном, восточном, южном, северном, западном) в соответствии с последовательностью стихов христианского Символа веры.
Каноническому ритуалу и символике христианских служб посвящена живопись восточных помещений храма: алтаря, дьяконника, жертвенника.
На южной и северной стенах, в двух верхних регистрах, исполнены сцены деяний Христа и апостолов, два нижних регистра на тех же стенах занимают композиции на тему Акафиста Богоматери - гимна, восхваляющего Богородицу.

Стенопись собора является своеобразной иллюстрацией христианского кредо - Символа Веры, главных его догматов, в контексте с которыми развита тема - «Церковь соборная и апостольская», представленная композициями деяний Христа и апостолов, сценами Акафиста. Последний стих текста Символа Веры - «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века» получил раскрытие в величественной композиции Страшного суда, занимающей всю западную стену и логически завершающей программу живописи Знаменского собора.

В соответствии с требованиями заказа на стенах и столбах были исполнены изображения местных святых: Антония Римлянина, Варлаама Хутынского, архиепископов: Евфимия, Иоанна, Моисея, Иовы, а так же сцены (на откосах южного окна) из жития праведного Иова - патрона новгородского митрополита Иова - одного из авторов - составителей сложной, богословско -догматической программы всего ансамбля храмовой росписи.





Живопись Знаменского собора выполнена в традициях костромской школы. Сложные по содержанию сцены выражены спокойными, эпически-ясными композициями. Живописная и графическая основы взаимно уравновешены. Рисунок свободный, уверенный, обобщённый. Создаваемые образы отличаются эмоциональной и духовной выразительностью, реализмом психологических характеристик.
Композиция «Страшный суд»


Апостол Иоанн Богослов указывает грешникам (группа мужчин и женщин) на восседающего на троне вверху Иисуса Христа - Страшного судью. В страхе грешники отворачиваются. Над ними - ангел, который их прогоняет. Два дьявола привязали грешников веревками и утаскивают их в ад.

Из всех фресок наибольшую известность получило изображение ведомых в ад грешников (фрагмент)

Среди всех присутствующих на фреске людей резко выделяется высокий человек, одетый в немецкое платье. Вероятно, художники отождествляли этого персонажа с Петром I.

На фото выше мы видим страшного зверя, аллегорические врата ада. На звере восседает дьявол в короне, держащий на коленях Иуду. В руках у Иуды мешочек с 30-тью сребрениками.


Первоначальный колорит стенописи притерпел сильные изменения в результате пожаров, а так же разрушения собора во время войны. Суженная, с преобладанием красно-коричневых тонов, современная палитра имеет мало общего с изысканной авторской цветовой гаммой, свойственной костромским мастерам.
Реставрация монументальной живописи, завершённая в основном объёме собора (1966 - 1988 гг.), будет продолжена в его галереях.
Работы выполняют художники - реставраторы Новгородской СНРПМ

Продолжение следует...