Вдогонку предыдущему

топ 100 блогов anairos — 09.07.2024 В обсуждении предыдущего поста о Толкине были высказаны две мысли, заслуживающие того, чтобы их подчеркнуть отдельно.

Толкина обычно воспринимают в первую очередь как автора «Властелина колец». Всё-таки самое известное его произведение, оно заложило основу всего жанра высокого фэнтези, породило феномен толкинизма и дисциплину толкинистики. А ещё – сейчас об этом уже мало кто помнит – это была грандиозная деконструкция фэнтезийных тропов и канонов жанра, сложившихся ещё со времён Говарда.

Как пример. Там же в комментариях отметили определённое сходство Арагорна и Конана. Тот и другой – на вид подозрительные бродяги, на деле же потомки древних королей, которым суждено самим стать королями. Тот и другой сотрудничают с советом мудрых магов и участвуют в их борьбе с магами злыми.

Однако даже тут Толкин деконструирует троп, ведь Арагорн – далеко не главный герой романа, его сюжетная линия тут второстепенная. На своей коронации он сам склоняется перед Фродо. Мир спасает не великий герой с древней кровью, волшебным мечом и предначертанной судьбой, а маленький человечек, сумевший преодолеть свой страх и пойти до конца.

И то же самое повторяется на мета-уровне, над текстом. Настоящая вершина толкиновского творчества – не великий и пафосный ВК, а скромный и непритязательный, но волшебно написанный «Хоббит». Если бы не он, не было бы не только ВК, но и «Сильмариллиона» – проект «Арда», каким он был до «Хоббита», вряд ли смог бы завоевать сердца читателей. Не зря Профессор не публиковал все эти тексты, и хотя сейчас они уже напечатаны, но интересуют только специалистов-толкиноведов.

А вторую мысль я процитирую дословно, потому что уважаемый Вдогонку предыдущему vagonsky высказал двумя фразами то, что я собирался аргументировать целым отдельным постом:

«Легендариум Толкина — продукт многолетнего мировоззренческого конфликта автора и его музы. Муза подсовывала ему нечто языческо-гностическо-дуалистическое, а автор упорно приводил это в соответствие с христианской доктриной».

Это на самом деле так и есть. У писательского дела две грани – условно говоря, мастерство и вдохновение. Вдохновение – то, какие образы хотят через автора воплотиться в мире. Мастерство – то, как он их воплощает.

И самое печальное для автора – когда у него есть и то, и другое, но они между собой не в ладу.

Толкин тут далеко не единственный случай. Я уже вспоминал когда-то замечательную Ирину Токмакову. Ей приходили образы для серьёзного, даже эпичного подросткового фэнтези, а мастерства (или, быть может, смелости) хватало лишь на детские сказки.

В результате буквально из одной и той же начальной мифологемы Гарт Никс сделал «Мистера Понедельника» и далее весь цикл Ключей, а Токмакова – коротенькую милую повесть «Маруся ещё вернётся».

Но, конечно, пример Толкина куда масштабнее и трагичнее.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
"Калинка" восхитительна в своем умении высмеять Европу, но будем откровенны: Европе на ее смехуечки плевать. Европа будет делать то, что считает нужным, в частности, замораживая счета ровно тех компаний, которые не его компании, - ибо планы Европы давно оформлены, разработаны и ...
Помнится, что в журнале "Мы" в начале девяностых я читала две повести, названия которых не помню, но хотелось бы узнать. Одна о гимназистках, которым вместо уехавшей учительницы-любимицы дали новенькую строгую молодую наставницу. Гимназистки её сперва пытались изводить, а после того, ...
Читаю переписку двух милых дам первой половины XIX века в книге «Грибоедовская Москва в письмах М.А. Волковой к В.И. Ланской». Там попадается прекрасное: Письмо. «Высокое Клинского уезда, 26 августа 1813 г., Мария Аполлоновна Волкова - Варваре Ивановне Ланской, в Петербург . Все ...
В 1976 году в советских газетах мелькнуло сообщение о том, что нацистский каратель Александр Юхновский , долгое время скрывавшийся под фамилией Мироненко , был приговорен судом к высшей мере и расстрелян. Только спустя много лет архивы ФСБ рассекретили это дело и все узнали историю ...
أنباء عن محاولة اغتيال‏ أمير قطر وسط موكبه 2011.09.04 جميلة.ش/وكالات قالت أنباء لم تتأكد صحتها بعد ، أن موكب أمير قطر الشيخ حمد بن خليفه ال ثاني تعرض أمس الاحد إلى حادث وهو فى طريقه الى القصر الأميري و بأن الاخير أصيب على مستوى الفخذ فيما قتل ...