
Ватиканские диалоги


Апрель 2005 года. Умер папа римский Иоанн Павел II. В Ватикане собрался конклав, который должен был избрать нового папу. Среди основных кандидатов были два антагониста — немецкий кардинал-радикал Йозеф Ратцингер и аргентинский сторонник реформ Хорхе Марио Бергольо. Как мы знаем, папой стал Ратцингер, взявший имя Бенедикт XVI. Бергольо же уехал обратно в Аргентину.

В 2012 году кардинал, архиепископ Буэнос-Айреса и глава католиков Аргентины Бергольо, устав ждать от нового папы преобразований, послал в Ватикан письмо с прошением об отставке. Не дождавшись ответа, он решил лететь в Рим, чтобы лично подать прошение. Уже после покупки билетов он получил от папы официальное приглашение в Ватикан и воспринял это как знак свыше.

После встречи два священнослужителя говорили о многом: о вере, религии и церкви, об одиночестве папы, о музыке, о своей жизни, в том числе о не самых приятных её эпизодах, о грехах — своих и чужих — и о многом другом. Если поначалу они общались как противники, то позже стали понемногу понимать друг друга. Папа отговаривал кардинала от отставки, а тот, в свою очередь, уговаривал папу не подавать в отставку. Не уверен, что они стали друзьями, но как минимум понимание между ними возникло.

Что было дальше, мы знаем: 11 февраля 2013 года Бенедикт XVI объявил о своей отставке, а 13 марта Хорхе Марио Бергольо стал папой Франциском.
Фильм бразильца Фернанду Мейреллиша "Два папы" (The Two Popes, США/Великобритания/Италия/Аргентина, 2019) нельзя назвать историческим или байопиком, это альтернативная история, "фантазия на тему". Сценарий, написанный новозеландским драматургом Энтони Маккартеном, основан на его пьесе "Папа" 2017 года.

Весь фильм держится на разговоре двух главных героев, которых играют Энтони Хопкинс и Джонатан Прайс, всё остальное — интерьеры, другие персонажи, происходящие в мире и Ватикане события, воспоминания собеседников и кадры хроники — лишь детали, придающие объём двум центральным фигурам. Даже если бы в кадре все два часа были только эти двое, фильм не очень много потерял бы, и это заслуга не только актёров, но и режиссёра и оператора.

Отдельно отмечу подбор музыки. К нему авторы фильма подошли местами даже с юмором. Например, одна из мелодий, сопровождающих кадры с кардиналом-реформатором Бергольо — песня участников итальянского Сопротивления "Белла чао".
В общем, фильм мне очень понравился, рекомендую. )