Во вторник на сайте
Госдумы появился внесенный президентом законопроект о денонсации
ряда европейских конвенций, участником которых РФ до сих пор,
предположительно, остается, несмотря на свое заявление о выходе из
Совета Европы в марте 2022 года.
Вместе с проектом и
пояснительной запиской распространяется и текст тех конвенций, из
которых предполагается выйти, — около 150 страниц на английском и
столько же в официальном переводе на русский. Умножая на число
депутатов Думы (450) и членов Совета Федерации (208)
получаем английского текста на 98 700 листах формата А-4, не
считая пакетов, которые придется размножить для аппарата обеих
палат — загублена целая роща.
Содержание проекта
интригующе не понятно. Мы обсудили его с адвокатом Каринной
Москаленко, съевшей на европейских конвенциях собаку, но и она не
взялась ничего утверждать однозначно, ограничившись общим
суждением: «Снявши голову, по волосам не плачут».
Логика «на
опережение», по мнению Москаленко, была в предложении президента
денонсировать Конвенцию об уголовной ответственности за коррупцию —
это застрахует российских чиновников от выдачи правосудию
стран-участниц в рамках этой конвенции. Но такая инициатива была
внесена в Думу еще 9 января, и сейчас она уже прошла профильный
комитет. Теперь же президент предлагает денонсировать устав Совета
Европы, основную Европейскую конвенцию о защите прав человека и
основных свобод, а также ряд документов о предоставлении
«привилегий» — то есть особого статуса членов национальных
делегаций, судей ЕСПЧ и сотрудников аппарата институтов Совета
Европы.
Почему основную Конвенцию надо денонсировать сейчас, задним
числом? Разве она уже не денонсирована самим мартовским (прошлого
года) заявлением о выходе РФ из Совета Европы?
Почему разные
конвенции надо денонсировать не одним, а несколькими пакетами?
Кроме перечисленных, есть еще десятки конвенций, в которых
участвовала РФ: например, о выдаче обвиняемых по общеуголовным
делам, о взаимном признании дипломов, водительских прав и др. Надо
ли понимать, что в тех конвенциях, которые не вошли в этот второй
пакет, Россия продолжает участвовать? И хорошо бы еще знать, что
думают об этом другие страны — члены Совета Европы, ведь конвенции
рассчитаны на взаимность и суть, как учил О. Бендер, продукт при
полном непротивлении сторон.
Часть комментаторов
сразу же заметила, что в пояснительной записке к проекту лапидарно
указывается на необходимость внесения изменений в законы РФ о
военном положении и о чрезвычайном положении — может быть, собака
зарыта здесь?
В самом деле,
статья 15 основной Конвенции требует, чтобы «в случае войны или при
иных чрезвычайных обстоятельствах», принимая «меры в отступление от
обязательств по Конвенции», страна — член СЕ «исчерпывающим образом
информировала Генерального секретаря Совета Европы о введенных
мерах и о причинах их принятия». Но при издании президентом РФ
указа о введении военного положения в ряде регионов в октябре
прошлого года это требование уже не было соблюдено, так какой смысл
затевать сложные процедуры после выхода (или исключения — кто как
считает) из Совета Европы?
Резюмируя вопросы, ответов на которые в области здравого
смысла мы пока не находим, остается сделать вывод, что появление
этого законопроекта — скорее следствие инерции предъявления
«суверенитета», который стал для Кремля идеей-фикс.
В сфере соблюдения прав человека в РФ денонсация «пакета»
ничего не изменит: этот поезд ушел еще в прошлом году.