Пятница,
тринадцатое — и Минфин начинает продажу валюты из Фонда
национального благосостояния, чтобы закрыть бюджетный дефицит в
сумме 54,5 млрд рублей.
Это, скажем
справедливости ради, немного — на фоне дефицита бюджета РФ по
итогам 2022 года, который достиг 3,3 трлн рублей.
Причин дефицита никто не скрывает — сокращение нефтяных
доходов бюджета в декабре. Как сообщил 5 января сам Минфин РФ, в
декабре баррель Urals в среднем стоила $50,47 за баррель — в
полтора раза дешевле, чем в среднем в 2022 году ($76,7), и в 1,4
раза дешевле, чем в декабре 2021-го ($72,7).
И дефицит может вырасти еще — ведь сокращаются не только
нефтяные доходы, но и газовые.
Напомним, что
бюджет на 2023 год сверстан из расчета цены Urals в $70,1 за
баррель.
В свою очередь,
Минфин сообщил, что операции покупки/продажи ликвидных активов в
пределах дополнительных/недополученных нефтегазовых доходов
возобновляются «в целях повышения стабильности и предсказуемости
внутренних экономических условий, а также снижения влияния
изменчивой конъюнктуры рынка энергоносителей на российскую
экономику и государственные финансы».
Стабильность и предсказуемость, о которых говорит Минфин, они
вот какого рода: согласно новому бюджетному правилу, объем
нефтегазовых доходов в ближайшие три года будет зафиксирован на
уровне 8 трлн рублей ежегодно. Именно исходя из этой суммы
правительство и планирует расходы на оплату «силовых» и
«административных расходов».
Но для того чтобы власть могла получить эти деньги, баррель
Urals должна стоить минимум $60 (при существующем уровне добычи 10
млн баррелей в сутки). А он стоит дешевле.
Поэтому
недополученные нефтегазовые доходы власти рассчитывают
компенсировать за счет продажи иностранной валюты из собственных
резервов (а на излишки, если такие вдруг возникнут, валюту будут
покупать). Кроме того, в 2023–2024 годах средства ФНБ могут без
ограничений направляться на покрытие дефицита федерального бюджета
и бюджета Фонда пенсионного и социального страхования.
«Иностранная
валюта», о которой идет речь, это, конечно же, юань — другой валюты
в достаточных объемах в распоряжении Минфина сейчас нет.
На 1 декабря в ФНБ
было 309,7 млрд юаней (по текущему курсу) — это почти что 3,1 трлн
рублей (для простоты: 1 юань — это примерно 10 рублей по итогам
сегодняшних торгов).
А дальше — математика.
10 миллионов баррелей добычи в сутки при цене около $60 за
баррель превращаются в 8 триллионов рублей бюджетных доходов
(базовый сценарий). А вот при $40 за баррель бюджет получит уже
только 5,5 триллиона.
Вот от разницы между этими ценами и зависит «скорость
расходования» юаней из ФНБ (и скорость исчерпания этих
запасов).
Но для того чтобы
продать юани, их надо где-то взять — и российская сторона получает
их из Китая в обмен на сырье в первую очередь.
Российской статистики по товарообороту с Китаем нет в
открытом доступе, но есть китайская таможенная статистика, согласно
которой в 2022 году Россия импортировала из Китая товаров и услуг
на сумму $76,12 млрд, рост в годовом исчислении составил
12,8%.
Российский экспорт в Китай тоже вырос по сравнению с 2021
годом на 43% — до $114,15 млрд.
И из этих цифр следует, для РФ Китай — критически важный
покупатель, обеспечивающий 20% экспорта (в первую очередь
сырьевого).
Но с точки зрения Китая РФ — очень маленький покупатель,
Россия обеспечивает всего 3% китайского экспорта.
$76,1 млрд
китайского экспорта в РФ в 2022 году — это плюс 13% год к году ($9
млрд в «живых юанях»), но, для сравнения: в 2021 году ЕС поставил в
РФ товаров на $89 млрд.
То есть с одной
стороны, Китай ничего особенного не «заместил» для России с точки
зрения импорта, зато от «притока юаней в обмен на сырье» российский
бюджет стал зависеть сильнее, чем когда-то зависел от притока
долларов и евро.
Так что устойчивость российского бюджета будет
определяться:
ценами на российскую нефть, по которым эту нефть будут
покупать «дружественные страны»,
темпами увеличения правительственных расходов на «силовую
часть» бюджета.
И чем дальше, тем труднее будет Минфину и Центральному банку
поддерживать эту устойчивость.