В юбилей Юрия Коваля (1938 - 1995)

топ 100 блогов vazart09.02.2023 В день 85-летия замечательного писателя и поэта Юрия Коваля (1938 - 1995) начну с его песни из кинофильма "Марка страны Гонделупы" (1977). В кадре Ия Саввина и Юрий Коваль.


СУНДУК

Висел замок,
Никто не мог
Открыть замок ключом
На сундуке висел замок
Железным калачом.
А в сундуке
С ключом в руке
Иван Петров сидел
И много лет
На белый свет
Он в дырочку глядел.

То в щелочку,
То в дырочку,
То в щелочку,
То в дырочку,
То в странное отвермтьице
Для маленьких жучков.

Но вот подходит к сундуку
Огромнейший медведь.
Иван кричит ему: "Ку-ку!
Попробуй отпереть!"
Сопел медведь,
Пыхтел медведь,
Медведь от пота взмок,
Но отпереть не смог медведь,
Не смог медведь замок.
Медведь сопел,
Медведь пыхтел
И в щелочку глядел.

То в щелочку,
То в дырочку,
То в щелочку,
То в дырочку,
То в странное отверстьице
Для маленьких жучков.

Изящным клювом журавель
Нащупывал секрет.
Тянулась эта канитель
Довольно много лет.
Устал и сдался журавель,
И, поднимаясь ввысь,
Услышал голос через щель:
«Не можешь – не берись!

Не суйся в нашу дырочку,
Не суйся в нашу щелочку
И в странное отверстьице
Прошу тебя, не лезь!»

Сундуковеды разных стран
Собрались на совет.
Висит замок, сидит Иван,
Ключа второго нет.
Без перерыва на обед
Топтались у замка
Но так и не пролили свет
На тайну сундука

Комиссия по дырочкам,
Коллегия по щелочкам,
Инспектор по отверстьицам
Для маленьких жучков.

Тогда подходит к сундуку
Сам Автор этих строк,
И, вынув правую руку,
Он щупает замок.
И строго в дырку говорит:
«Скажи, любезный друг,
Каким путем,
Причем с ключом,
Забрался ты в сундук?

Неужто через дырочку?
Неужто через щелочку?
Иль в странное отверстьице
Ты с ключиком пролез?»

В ответ ужасно в сундуке
Иван захохотал,
И приподнялся тут сундук,
И сам на ноги встал.
«Друзья, – сказал Иван, - друзья,
Задача не трудна.
У сундука есть только верх,
А вовсе нету дна!

А дырочка и щелочка,
А дырочка и щелочка
И странное отверстьице
Здесь просто ни при чем!»



Юрий Коваль вел дневник, который назвал "Монохроники", вот несколько выдержек из него:

...В Ялту, в Ялту, в Ялту! Уже конец января. До 24 февраля я в Ялте. Мы увидели море и были снова поражены им. Линия горизонта была на море прервана, ослепительно, но четко прервана, а под сияньем лежало на волнах черное пятно. Не сразу сообразили мы, что пятно это — тень от облака.

“Монохроники” — это оказался удивительно емкий, совершенно неожиданный жанр. Оказывается, я могу и сегодня работать и о прошлом вспоминать. И я приехал в Ялту, чтоб обострить эти воспоминания.

Дом творчества писателей, как обычно, полон шахтеров. Не знали Тургенев с Аксаковым, основывая Литфонд, чем кончится это основание. Бездарное руководство продает путевки людям из Донбасса, чтоб окупить свои пустяковые затраты. О писателях думать Литфонду неохота. Шахтерам–беднягам делать здесь нечего. Ни тебе танцев, ни баяна, играют в бутылочку в номерах. Кто–то из правления Литфонда думает, что вселение шахтеров в Дом творчества приблизит писателя к народу. Но ни хрена никого это ни к чему не приближает. Чудаки шахтеры думают, что писателей хотя бы кормят получше, и заглядывают в писательские тарелки. К их удивлению, кормят одинаково хреново.

В конце февраля — 25-го — вернулись мы с Кириллом в Москву. Два холста — один из них готовый (“Два кипариса”), два акварельных портрета, еще акварели “Мадам Френкель” и “Две сосны”, а также рисунки в “Монохрониках” — изобразительные мои трофеи. Литературные тоже не слишком богаты: четыре сказки Иманта и самый примерный черновик четвертой книжки с Т. Мавриной — “Снег”. В этом году странный счет: всё по два, по четыре.

В первые же дни по приезде я захотел повидать всех друзей. Позвонил Силису, и вот вечером собрались у них в мастерской. Володя Лемпорт нарисовал по моей просьбе всех собравшихся, Коля Силис подарил для “Монохроник” пару уже готовых рисунков.

Наташа Тимофеева — милый и тихий человек. И специальность избрала редчайшую — аниматор, всю жизнь играет в куклы. Я уж хотел было на ней жениться. Ну что может быть лучше жены, которая играет в куклы?

Неприятны все–таки эти бегущие, рвущие, считающие, капризные, вздорные и сварливые. А тут сидит себе тихий человек, никого не трогает, играет в куклы.

Володя Лемпорт по–прежнему бешено пишет прозу. Пишет он исключительно в метро. Это первый, по–моему, литературный случай — метропроза. Вещи свои он называет вычурно, вроде — “Эллипсы судеб”. Коснувшись страницы в метро, он более ни разу к написанному не возвращается, все сразу — и гениально. Скорей на машинку и в переплет. Такие вот эллипсы прозы.

Пятнадцатого числа месяца марта собралось у меня много народу. Был и Яков Аким, был и Белов, и вдруг сопоставились Юлий Ким и Григоре Виеру. Юлик — предельно активен, он всегда привык быть центром нападения на публику, Григоре тоже всегда центр, но центр задумчивый, втягивающий, лиричный. Обоих я люблю, и мне хотелось, чтоб они почувствовали ясность и глубину друг друга, да в застолье было это трудно — шум и гитара,— а Григ — молдаванин, что скажешь, когда тебя не слушают. Юлик пел, Григ слушал, потом все–таки заставил я и Грига спеть. Добрый Григ спел про “озорного зайку”.

Юлик часто снится мне. Он персонаж сонных моих драм и комедий. В юности я во сне с ним все спорил, а сейчас просто радуюсь, когда он объявляется во сне.

В конце марта произошло весьма важное событие в моей жизни, которое никак, конечно, не могло отразиться в моих рисунках. Мы расписались с Натальей. Я сделался семьянин. С моей стороны был свидетель Лева, от Наташки — Оля. Витя Усков все заснял, имеется специальный свадебный фотоальбом. На свадьбе было все очень хорошо.

Белов, чтоб попортить мне настроение, порвал четвертак.

Несколько дней подряд бродили мы с Натальей по Измайловскому парку. Мы даже завели себе горушку на том берегу Лебяжьих прудов.

Здесь, на Лебяжьих, огромное количество диких городских уток.
Я кормил их.
Наталья смеялась.
Ее смешит, как я кормлю уток
.
(примечание: Юрий Коваль женился на Наталье Александровне Дегтярь в 1984 году)

...

ТУШЕНКА

Когда, зачем, откуда взялось вдруг на свете это слово? Всегда было тушеное мясо, тушеные овощи, рыба… Тушеное–то было, а тушенки не было. И не надо бы ей быть, никто ее не звал, но — омерзительная — она явилась. Конечно, во время войны и, конечно, из Америки. В конце концов это несущественно, откуда она взялась. Наплевать. Но слово–то само, слово, какое неприятное слово, и ясно уже, что слово это заключено в железную банку. А рядом с “тушенкой” ходит невероятно противное слово — “консервы”. Вот уж кошмар — “консервы”! Надо же было человечеству развиться до слова “консервы”. Вот уж падение нравов! “Консервы” и “тушенка” — это окончательный провал человечества.

Однако в первый–то раз тушенка мне понравилась. Я от нее обалдел. Мне разрешено было два раза чайной ложкой залезть в банку американской свиной тушенки в ночь на Новый, 1943 год. Я сидел под елкой без единой игрушки на ветвях, сидел на полу. Мне было пять лет, и мне подали под елку банку американской свиной тушенки. И разрешено было дважды засунуть туда ложку.

Из–под елки я видел много еще людей, которые сидели за столом с чайными ложками в руках, у каждого имелся в запасе один раз, а у меня два, я был самый маленький, и я начинал.

Банку вскрыли и подали мне под елку. Ох, елка, тогда я в первый раз в жизни сидел под елкой на полу в доме у Красных ворот, от которых и двигался дальше по свету.

Я взял банку, а ложку уж давно имел и увидел, что консервы вскрыты и там виден белейший и сахарный мир. Это был не мир, а жир, но я думал — мир…— и я набрал полную ложку мира под названием “тушенка” — и засосал этот мир, мир первой ложки меня очаровал.

Все кричали:

— Давай, давай, ешь вторую, раз тебе позволено. Скорее! Скорее! Моя очередь!

И я воткнул вторую ложку, и медленно поворочал ею, и набрал полную белейшего мира, и еще не слизнул, как у меня выхватили банку.

Эту вторую ложку я сосал всю новогоднюю ночь, и долго мама не могла меня вытащить из–под елки, и с ложкой во рту, которая пахла еще тушенкой и алюминием, лег я спать.

Я хочу остаться верным своей безобразной героине — тушенке.

Признаюсь, я и сейчас имею в запасе несколько банок ее, так, на всякий случай. Вот уже три года лежат они под негрунтованными холстами, там, в красном сундуке, на котором написаны птица сирин и полногрудая русалка в пенсне.

Идучи от Натальи ранним утром, стал я сочинять песню:

Пора попрощаться мне с вами,
Любители выпить всерьез!
Пора мне заняться делами,
Предаться писанию проз.

Коньяк в неумеренных дозах
Пора прекратить принимать.
И думать о прозах,
Изысканных прозах,
Божественным прозам внимать.

Осенняя россыпь мозаик
Гоняет над Яузой лист.
В начале я только прозаик —
И только в конце гитарист.

И в литературном обозе
Мне местом пора дорожить.
И думать о прозе,
Изысканной прозе,
Божественной прозе служить.

Но все–таки после обоза
Бывает, простите, навоз.
И так ли нужна эта проза,
Везущая хворосту воз?

Так что же мне в жизни осталось?
Идти за обозом пешком,
Чуть–чуть, ненавязчиво, самую малость
Свой путь поддержав коньячком.


Мне надоела череда дней. Всё чередуются, чередуются, день за днем, день за днем. Надоело ужасно, а не хочется, чтоб кончалось.

.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Семья из британского города Хелстон, решившая приготовить бургеры с помощью барбекю, утверждает, что отныне она навсегда отказалась от этого блюда фастфуда. Такое решение британцы приняли после того, как обнаружили в фарше живую начинку. Жительница британского города Хелстон, ...
Пока без слов, слова, надеюсь будут следующим постом. Подписаны только города: Осака (в т.ч. верхнее фото), Кобе, Химедзи, Иокогама, Токио. Всего 14 фото 2.Осака 3.Осака 4.Кобе 5.Кобе 6.Химедзи 7.Химедзи 8.Химедзи 9.Иокогама 10.Токио 11.Токио 12.Токио ...
  Этих котеек я увидела у художницы из С.-Петербурга Люси Чувиляевой.   Первым её учителем рисования была мама, тоже художница. Люся выросла в творческой семье.             «Пишу картины более 10 лет. В ...
Фига себе...а они ведь признались и показали где трупы лежат. Во Владивостоке суд присяжных оправдал двух членов банды, которая убивала сотрудников правоохранительных органов. Вадима Ковтуна и Алексея Никитина отпустили прямо из зала суда. На повторном процессе коллегия присяжных рассм ...
Что делает настоящая стерва после того, как на нее потратили 10 тысяч рублей? Нагло, дерзко, неожиданно. Вот мужчина, например, и на мюзикл ее сводил, и в цветы вложился, и в ресторан, а она, ни с того ни с сего решила сделать отчаянный ход конем. Наслаждайтесь пикантными откровениям ...