В гостях у Вяземских
galik_123 — 27.08.2024Князь Пётр Андреевич Вяземский писал стихи в разных жанрах - дружеские послания, критические статьи для журналов, мемуарные очерки, политические памфлеты, басни, а известным среди московских литераторов стал благодаря эпиграммам. Лирические стихи он тоже писал, но всё же, самым популярным произведением Вяземского остались на все времена стихи "Еще тройка", написанные в 1834 году и ставшие народной песней: "Тройка мчится, тройка скачет, вьется пыль из-под копыт...".
И всё же, совсем неудивительно, что довольно скромный выставочный проект "Вот Вы и я..." в усадьбе Остафьево был посвящен образу женщины в поэзии князя Петра Вяземского (совсем как тема для сочинения по литературе в старших классах). И хотя он прожил в браке с Верой Фёдоровной, в девичестве Гагариной, более 60 лет, постоянно увлекался, влюблялся и восхищался хорошенькими женщинами из своего окружения и посвящал им стихи - З.А. Волконской, А.О. Смирновой, М.А. Потоцкой, А.Д. Баратынской, Е.Н. Ушаковой, как и его друг Александр Сергеевич Пушкин. Часто предметы их восхищения и поклонения совпадали. Ведь князь Вяземский тоже был едва ли не первым дамским угодником эпохи.
Родился Пётр Вяземский в Москве 12 (23) июля 1792 года, а спустя 7 дней, 19 июля был крещён в церкви Антипия на Колымажном дворе при восприемстве князя А. П. Оболенского и княгини Е. А. Оболенской. Его родители познакомились, когда князь Андрей совершал гран-тур по Европе; но ирландка Дженни О Рэйли (в первом браке Квин) была в то время замужем за офицером французской армии, и ей потребовался развод. Отец и мать А.И. Вяземского были категорически против такого брака, но он был непреклонен и женился на избраннице.
Женился Пётр Вяземский в 19 лет на княжне Вере Фёдоровне Гагариной (1790-1886), можно сказать сгоряча, но брак оказался прочным. У Вяземских родилось восемь детей, однако, кроме одного сына, все они умерли раньше родителей, большей частью в детстве и юности от туберкулёза. Александр Сергеевич Пушкин познакомился с Верой Федоровной, образованной и обаятельной женщиной, летом 1824 года в Одессе, куда она приехала с малолетними детьми на морские купания. За два с половиной месяца они стали друзьями. Искренняя дружба Пушкина с Вяземской сохранилась до конца жизни поэта. Они часто встречались в Москве, Петербурге и в подмосковном имении ее мужа Остафьево. После рокового выстрела Вера Федоровна вместе с мужем неотлучно находилась у постели умирающего поэта.
В 1830-х годах для Вяземского начинается полоса личных трагедий: смерти детей, многочисленных друзей. В последние годы жизни (1863-1878) Вяземский в основном жил за границей, всё реже приезжая в Россию. Пётр Андреевич Вяземский умер 10 (22) ноября 1878 года в Баден-Бадене и был похоронен в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге. Княгиня прожила 96 лет.
В своих стихах, записях в альбомах поэт восхищался окружавшими его дамами, но свои чувства напоказ не выставлял, даже по отношению к женщинам семейного круга. Вот только в циклах стихотворений, посвященных А. Смирновой-Россет и М. Ламздорф, прорывается искреннее чувство: в первом случае - участия и дружбы, прошедших проверку годами, во втором - поздней и во многом трагической любви.
Кто же они - эти прекрасные дамы прошлого? Кому посвящали стихи поэты?
Александра Осиповна Россет (в замужестве Смирнова) с момента своего появления в свете, оказалась в самом центре литературной жизни. Появление красивой, умной, образованной фрейлины в петербургских салонах вызвало взрыв романтических чувств и страстей среди литературной братии. Россет была прекрасной рассказчицей, и Пушкин, оценив этот ее дар, настаивал, чтобы она записывала свои рассказы. Вняв его совету, она написала "Записки А.О. Смирновой-Россет" и внесла в них многочисленные свидетельства о жизни, вкусах, отношениях, быте и еде своих современников. Князь Вяземский - один из главных поклонников Александры Осиповны Смирновой-Россет посвятил музе русской поэзии целый цикл стихотворений:
И молча бы вы умницей прослыли,
Дар слова, острота, - всё это роскошь в вас:
В глаза посмотришь вам – и разглядишь как раз,
Что с неба звёзды вы схватили...
Она родилась в Одессе Российской империи в 1809 году. Ее отец - француз, из старинного рода, был комендантом порта Одессы и умер во время эпидемии чумы, когда дочери исполнилось всего пять лет. Мать вскоре вторично вышла замуж за И.К. Арнольди, с которым маленькая Александра не поладила. Ее увезли к бабушке, а позже отдали на воспитание в Петербург, в Екатерининский институт. Ко времени его окончания Александра потеряла мать и бабушку. Она стала фрейлиной вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны, после её смерти в 1828 году - императрицы Александры Фёдоровны.
Южные звезды! Черные очи!
Неба чужого огни!
Вас ли встречают взоры мои
На небе хладном бледной полночи?
Юга созвездье! Сердца зенит!
Сердце, любуяся вами,
Южною негой, южными снами
Бьется, томится, кипит.
....
В феврале 1832 года бесприданница Александра вышла замуж за Николая Михайловича Смирнова, чиновника Министерства иностранных дел, владельца подмосковной усадьбы Спасское. Это была блестящая партия, и брак по расчёту. Впоследствии Смирнова говорила, что любила мужа не более, чем дружески. В 1833-1837 годах несколько раз выезжала за границу на лечение, жила в Берлине, Карлсбаде, Мариенбаде. К этому времени относится её знакомство с дипломатом, возглавлявшим русскую миссию в Париже, Н.Д. Киселёвым, перешедшее во взаимное увлечение. Тем временем карьера мужа шла успешно, в 1838 году Смирнов стал церемониймейстером двора, и семья (у супругов уже было трое детей) возвратилась в Санкт-Петербург. В 1842-1844 годах Смирнова с детьми снова уезжает за границу: в Риме, Ницце она проводила время в обществе художника Иванова и Гоголя. Умерла 19 июня 1882 года в Париже, похоронена в Москве в некрополе Донского монастыря.
В.В. Кузьмина с оригинала П.Ф. Соколова. Портрет Александры Осиповны Смирновой-Россет, 1834. Картон, акварель
Зинаида Александровна Волконская родилась 14 декабря 1789 года в Дрездене, где ее отец князь Александр Михайлович Белосельский-Белозерский был русским посланником при Саксонском дворе. В 1808 году Волконская стала фрейлиной императрицы Марии Федоровны. Зинаида рано потеряла мать, и ее воспитанием занимался отец, передавший дочери любовь к искусству. Его преждевременная кончина стала тяжелейшим ударом для юной княжны и ускорила ее брак с князем Никитой Григорьевичем Волконским. Благодаря знатности рода муж Зинаиды Александровны сделал блестящую карьеру (он был флигель-адъютантом императора Александра I). После поражения Наполеона она вместе с мужем в свите царя несколько лет провела за границей. К своей жене князь относился с большим почтением, всегда признавая её главенствующую роль в семье. С 1820 года Зинаида Александровна жила в Риме. Её салон превратился в своеобразный русский клуб, где бывала вся русская колония, независимо от происхождения и титулов. В салоне княгини декламировали стихи, музицировали, пели, ставили русские пьесы. Наделённая редкой красотой и необыкновенным обаянием, Зинаида Волконская обладала великолепным голосом, сочиняла музыку, писала стихи и прозу. Она знала восемь языков, собирала русское народное творчество, изучала труды Шатобриана и других философов. В Петербурге её научные стремления возбудили в высшем обществе неудовольствие и насмешки, и потому она в конце 1824 года переехала в Москву.
Московский салон Зинаиды Александровны собирал лучших представителей литературы и искусства. Петр Вяземский называл ее дом "волшебным замком музыкальной феи", где "мысли, чувства, разговор, движения – всё было пение". Ее постоянными собеседниками были Жуковский, Пушкин, Баратынский, Веневитинов, Мицкевич, Чаадаев и другие. Куплеты на день рождения княгини Зинаиды Волконской в понедельник 3-го декабря 1828 года, сочинённые в Москве князем Вяземским и другими поэтами:
Звездой полуденной и знойной
Слетевшей с Тассовых небес,
Даны ей звуки песни стройной,
Дар гармонических чудес:
В 1829 году Зинаида Волконская приняла решение покинуть Россию вместе со вторым мужем, графом Риччи. В Риме, как и в Москве, княгиня устроила литературный и музыкальный салоны. У нее бывали Гоголь, Брюллов, Жуковский, Вяземский, Глинка, Стендаль, Вальтер Скотт, Купер. Умерла она в Риме 24 января (5 февраля) 1862 года в возрасте 72 лет. Похоронена в церкви святого Викентия (Сан-Виченцо).
Пьетро Бенвенути. Портрет Зинаиды Волконской. Музей искусств Джорджии, США
Графиня Мария Александровна Потоцкая, урождённая светлейшая княжна Салтыкова (1807-1845) по рождению принадлежала к самой верхушке петербургского общества. Замужем за графом Болеславом Станиславовичем Потоцким (1805-1893), шестнадцатым отпрыском польского магната Станислава Щенсного. Первые годы после замужества жила в Петербурге, давая в своем доме рауты и танцевальные вечера. Из-за болезни с 1832 года была вынуждена почти постоянно жить за границей. Графиня принимала участие в вечерах-собраниях у Ореста Кипренского в Риме. Графиню Потоцкую любили и воспевали поэты. В круг её общения входили В.А. Жуковский, А.И. Тургенев, князь П.А. Вяземский. В 1844 году графиня Потоцкая, уже неизлечимо больная, поселилась в фешенебельном районе Парижа, на Вандомской площади. В январе 1845 года она умерла и была похоронена на кладбище Монмартр, Париж.
РОЗА И КИПАРИС
(Графине М. А. Потоцкой)
Вот вы и я: подобье розы милой,
Цветете вы и чувством, и красой;
Я кипарис угрюмый и унылый,
Воспитанный летами и грозой.
И будет мне воспоминанье ваше,
Подобно ей, свежо благоухать,
При нем душе веселье будет краше,
При нем душе отраднее страдать.
Когда же вам сгрустнется, и случайно
Средь ясных дней проглянет черный день, —
Пускай мое воспоминанье тайно
Вас осенит, как кипариса тень.
1835,
Villa d'Esté (близ Тиволи)
Ромилли Амели и Данс . Портрет графини Марии Александровны Потоцкой, 1831. Бумага, соус, белила, сангина. ГМИИ
(Ранее считался портретом княгини Зинаиды Александровны Волконской)
Мария Ивановна Бек (1839-1866) - дочь княгини Марии Вяземской от первого брака с камер-юнкером И.А. Беком, дипломатом. От деда своего Мария унаследовала большое состояние, была прелестна, и в поклонниках у неё не было недостатка. Княгиня Вяземская была против замужества дочери в 18 лет, переговоры о её браке со статским советником А.Н. Ламздорфом тянулись долго. По свидетельствам современников, супружество, вначале такое желанное, позднее не было счастливым. Мария Ивановна была умной, чуткой, все понимающей и поэтической женщиной, муж же - человек чопорный и тиран, мечтал перевоспитать свою жену. Сначала она переносила все терпеливо, но потом терпение её кончилось; разлад был полный и безнадежный. Почти всё время она жила одна за границей.
Франц Ксавьер Винтерхальтер. Графиня Мария Ивановна Ламздорф, 1859. Metropolitan Museum of Art
Графиня Мария Ивановна была предметом поздней любви князя П. А. Вяземского, они дружили и он посвящал ей любовные стихи. Ему было 72 года. а ей 25 лет.
Горжусь и радуюсь я вами,
И словом — счастье для меня,
Что мы, сочувствуя сердцами,
Ещё к тому же и родня.
Но вечно что-то закорючкой
Глядит в моей лихой судьбе:
В вас рад я любоваться внучкой,
Но деду я не рад в себе.
1865?
Её смерть в Женеве, на двадцать седьмом году, была тяжелым ударом для всех. Свое огромное горе Вяземский выскажет в сборнике стихов "Памяти графини М. И. Ламздорф". Муж, зная о болезни жены, приехал только после её смерти. Похоронена графиня на кладбище Новодевичьего монастыря в Петербурге.
Источники информации: www.ostafyevomuseum.ru, travelexpert.group, википедия, feb-web.ru
|
</> |