В движении
tikandelaki — 13.12.2010© stuckincustoms/flickr.com
Вы согласитесь переехать на работу в другой город? Например, из Москвы в Екатеринбург или во Владивосток?
Думаю, что многие ответят «нет». Мы – самые неподъемные граждане в мире. Средний американец меняет место жительства раз в 5-6 лет, европейцы – каждые 7-8 лет. Осесть на одном месте можно уже на пенсии.
А мы? Те, кто родился в больших городах, не променяют их на другие, которые называют «провинцией». Активные люди из глубинки пробиваются в Москву, Петербург, Екатеринбург или в другие мегаполисы. Пробиваются потому, что им тесно на родине.
© gonzo_photo/flickr.com
Вы знали, что в нашей стране всего 12 городов-миллионников и еще шесть, которые скоро ими станут? И это – на всю огромную страну. Но в Штатах, к примеру, миллионных мегаполисов меньше. Самый большой – Нью-Йорк, но это даже не город, а отдельная страна, как Ватикан в Риме: есть США, а есть «Большое Яблоко».
В том, что Штаты бедны на мегаполисы, виноваты Генри Форд и Франклин Рузвельт. Первый сделал машину доступной для всех, второй – во время Великой депрессии – строил дороги. Зачем жить в каменных джунглях, если из пригорода или маленького городка-спутника можно доехать на работу на машине или на поезде?
Хотя поезда – это уже про англичан и немцев: каждое утро в электричках наступает время клерков, госслужащих и прочих офисных работников. Другой вопрос, что добраться до Берлина из Потсдама или из Олбани в Нью-Джерси до Манхэттена во много раз проще, чем из Зеленограда до Москвы.
Для европейца или американца престижность работы определяется не только ее местоположением, но и перспективами роста карьеры или заработка. Для нас работа накрепко привязана к месту: трудиться в московской компании престижнее, чем в такой же и за большую зарплату в Воронеже.
Наши города – наследство старинных времен. Особенно это касается Москвы: жить в столице, значит, быть ближе к властям, а это дает новые и новые возможности. Не только в работе – в досуге.
Говорят в правительстве придумали программу внутренней миграции. Безработным предложат переезжать в города, где не хватает специалистов. Обещают гарантированное трудоустройство и даже подъемные. Но авторитетные эксперты сомневаются в успехе: слишком многое нас держит на месте.
Простая ситуация – кредит за квартиру. Если европеец может договориться с банком и поменять квартиру вместе с кредитом, то у нас это невозможно. Наши обязательства привязаны к конкретному адресу. Банки не готовы меняться кредитными обязательствами заемщиков, а это намертво прибивает нас к месту жительства.
Хорошие дороги кончаются на границе Московской области, а ужасное состояние дорожного полотна на трассе М5 под Рязанью в прямом смысле слова отбивает любое желание покидать насиженные места. Вечные проблемы с билетами на поезд мешают двигаться хоть куда-нибудь.
Для активного человека, который хочет изменить свою жизнь, место жительства – не самый важный фактор. Но при одном маленьком условии: свобода передвижения должна быть настоящей. Желание двигаться вперед – пожалуй, одно из ключевых в развитии не только отдельного человека, но и всей страны.
Как вы считаете, что нужно сделать для того, чтобы россияне смогли комфортно жить и с удовольствием работать там, где им действительно хочется?
|
</> |