Утерянный смех

Помните, я писал, как удивительно звучит женский смех в старых голливудских фильмах? С тех пор я ещё больше, полнее убедился в выводах, и готов подтвердить эту мысль. И эффект этот кажется ещё интересней. Он стоит отдельного разговора. Почему?
Во-первых, смех этот совершенно обычный. То есть, не какой-то особенный, специальный, как там было у классика: смех бывает гомерический, истерический... итский... ский... Нет, это просто смех. Очень разный - но никогда не было ощущения, что он особенный. Ты вроде бы понимаешь, что подобный приятный смех должен был слышать много раз в реальной жизни, но... увы, нет: в реальной жизни помнится почему-то в основном что-то, в лучшем случае, нейтральное, чаще всякое гыгыканье или наигранно-навязчивое донесение до окружающих своего отвязного веселья.
Во-вторых, он абсолютно естественный, "натуральный". Услышав его в соседней комнате, я бы никогда не подумал, что это "на экране", "в телевизоре". Ни малейшей нотки, оттенка фальши, наигранности (разумеется, речь идёт о том смехе, когда актёр изображает именно "натуральный смех", а не играет "смеющегося актёра").
В-третьих, слушая этот смех, я испытываю странное, раньше неизвестное мне чувство: смех этот как будто врывается в меня и наполняет головокружительной радостью! Я эти мгновения радуюсь вместе с героем, счастлив его радостью так, как не помню уже когда бывал счастлив за другого человека или за себя. Я вообще, получается, даже и не знал по-настоящему о таком свойстве смеха, о такой стороне эмпатии.
В-четвёртых, я фиксирую поразительное противоречие: я понимаю, что в жизни не слышал, не помню, чтобы кто-то где-то так смеялся. То есть, понимаете, с одной стороны этот смех самый обычный, я его, конечно же, где-то когда-то должен был слышать хотя бы однажды, иначе откуда бы мне знать, что он, этот смех, обычный?! А с другой стороны - нет, в жизни я никогда ничего такого не слышал. Получается в реальной жизни воспринимать такой смех адекватно всегда что-то мешало. Или - тут я уже высказываю совсем наглую мысль - в жизни настоящий смех всё же чуть хуже? Чуть-чуть не такой хороший?
В-пятых: я точно знаю, что ни разу и никогда в современных фильмах не слышал подобного смеха. В современных фильмах смех всегда был либо неприятен, либо фальшив (хотя бы чуть-чуть, но это "чуть-чуть" каждый раз оказывалось катастрофическим для восприятия), либо и то, и другое.
А теперь я выскажу унылую и до отвращения прозаическую разгадку. Боюсь, дело всего лишь в том, что в жизни я мало общался с женщинами в такой обстановке, где они могли бы соответствующе смеяться. Свободно, искренне, без впитавшихся современных паттернов поведения и ещё как бы немного интимно (в домашнем, не в сексуальном смысле!), - а не потому что хотят вытолкнуть свою эмоцию посильнее, мол, если уж раскрепощаемся, так чтоб видели все, чтоб уж наизнанку!
Это анти-во-первых.
Анти-во-вторых, уже не так тривиально: смех - видимо, очень тонкий транслятор. Для правильного восприятия смеха, как звука, необходимо соответствующее отношение к смеющемуся человеку. То есть, вначале должна быть эмпатия, которая создаёт правильный канал связи. Правильный корреляционный фильтр. Без этого восприятие смеха не будет полностью адекватным.
С голосом я такого не замечал, не наблюдал. Голоса были разные, воспринимались по-разному, я в жизни и в разном кино слышал много приятных, замечательных голосов. А со смехом - всё так сложно!
...И вот я всё это сейчас суммирую, и всё равно не могу поверить, что разгадка банальна. Должна же быть какая-то тайная магия, ну правда!
|
</> |