Умер Владислав Крапивин.
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Сейчас, наверное, многие скажут "Жаль", но вот жалеть человека,
который прожил 80 лет, написал с сотню книг , увидевший не только
внуков, но и правнуков, не нуждавшийся, активный до последних лет,
имеющий множество друзей и теперь провожаемый толпами поклонников -
это чтоб я так жил, как он умер.
*
Но, оказывается, Крапивину была дана дооолгая жизнь, как раз чтоб
он увидел, как воспитывавшиеся на его книгах дети ушли в банкиры и
бандиты, полностью поменялись все парадигмы, изменились направления
и погасли все звёзды.
Это нормально, разумеется, все парадигмы меняются и все звёзды
гаснут, (другие зажигаются зато, хужее или лучшее - не нам судить),
но наверное, видеть этакое очень обидно.
Впрочем, в таком возрасте пофиг на все, вероятно; доживу -
проверю.
*
Сам я Крапивина в детстве читал, конечно, и, скорее всего, много
читал - Крапивин был обласкан советской властью прям по самое не
могу, можно сказать, зализан был ею,
первая публикация в двадцать (!) лет,
первая книга в 24,
член Союза Писателей СССР в 26 (!),
ну, издания-переиздания, переводы, лауреатство, экранизации,
деньги, все норм.
Разумеется, как и Пантелеев - еще один столп детлита СССР, - он всю
жизнь немножко таки кривил душой и был скрытым антисоветчиком, но
это ладно, тогда мода такая была.
*
В итоге все эти его прекраснодушные Каравеллы разбились даже не о
быт, а о саму жизнь,
и «крапивинские мальчики», со шпагами и всем их совершенно
оторванным от жизни фантастическим прекраснодушием, оказались
выкинутыми на все возможные обочины, или просто ушли в братки
90-х,
*
Воспитание человека дело сложное и ответственное.
Создать собственную экосистему, отрезанную от большого мира и
живущую по своим правилам, не совпадающим с правилами большого
мира, можно,
но это будет секта и вряд ли эта секта долго протянет,
если только она не завязана на национальную принадлежность или
жесткие религиозные практики.
*
Лично я уверен, что крапивинская сектантская “Каравелла” и все ее
копии принесли неизмеримо больше зла, чем пользы, поломали немало
судеб и в, общем, провалились как проект - и провалились
показательно.
*
Делая шаг вперед скажу, что и литературный проект Крапивина - а его
книги и романтичны, и поэтичны, и занимательны
- но от них тоже больше вреда,
они именно что для специальных детей, живущих в специальном мире,
ни хрена таки не похожем на реальный.
*
И надо было обладать какой то совершенно изумительной
непробиваемостью и совершенно демиургическими амбициями, чтобы так
уверенно и непоколебимо много лет создавать свою собственную
условную религию и своих собственных деревянных солдат,
нимало не рефлексируя о своем праве и путях дальнейшего развития
событий - которые, закономерно, развернулись наихудшим образом.
*
Книги Крапивина, как и его позиции - артефакт своего времени, они
этого времени не пережили, и, честно говоря, очень хорошо.
И сам перечитывать не стану и никому не посоветую, детям
особенно.
Пропагандируемая Крапивиным система моральных ценностей выглядит
настолько идеалистично, что рекомендовать подобное для
практического применения в современном мире может человек либо
очень странный, либо совсем забивший болт на административный и
уголовный кодексы.
Пусть лучше читают современную им литературу, не такую болезненную,
как Крапивин.
*
Талант был большой, странно только, что дядя такой глупый.
*
Мозги просто надо иметь, ответственность неплохо бы,
и хоть какую то рефлексию, которая, похоже, у Крапивина
отсутствовала как данность.
вот что по факту количество скорби он приумножил своими неуклюжими
деяниями - это да
***
Если уклониться от утомительного подробного описания того, что этот феномен из себя представляет, и указать лишь самую главную его характеристику - это будет неотмирность.
Если же перейти на грубый язык подворотни - а он нередко позволяет найти очень емкие и точные характеристики - тут подойдет "ябнутость".
Ну, т.е. это не просто неприспособленность к требованиям среды и жизни в целом, а такая неприспособленность, которая подается и понимается как достоинство.
При этом у крапивинского мальчика нет оправдания, которое, например, Солженицын, прости господи, если не ошибаюсь, придумал для своей Матрены.
Крапивинский мальчик - это не праведник, который удерживает мир.
И уж тем более он не делает мир лучше.
Пытается, постоянно пытается, но эти попытки не заканчиваются ничем.
Все, что он в итоге может - это сбежать, уйти от мира.
Иногда в буквальном смысле убежать в смерть.
А мир останется прежним, холодным и недобрым.
Но тем не менее она была чрезвычайно притягательной.
Почему?
Да потому, что советский мир при всей его как бы навязываемой коммунальности и тотальности общественных практик, оставлял массу пространства для выстраивания приватных мирков.
Позднесоветский мир по крайней мере.
Более того, он эти мирки культивировал и тщательно оберегал.
Мирки эти буквально гарантировали относительно комфортное существование тем, кто вознамерился в них обитать.
Разумеется, в этом мире невозможно было зависнуть навсегда - взросление предполагало постепенное отторжение, выдавливание.
Но внешняя среда давала возможность отпочковаться, пусть и не без ломок, но с минимальными осложнениями, с минимальным травматическим опытом.
Вместе с ним умерла и среда обитания и воспроизводства крапивинских мальчиков.
****
Да он вообще очень много написал, и ни один фанат, пожалуй, не
осилит всё,
Нормально у него можно ребенку читать только забавный цикл
"Мушкетёр и фея", где Крапивин выступает в не совсем привычном
качестве советского Марка Твена.
Отечественный, современный на тот момент вариант Тома Сойера, с
юмором и приключениями.
*
Позднесоветская детская литература местами отдавала странными
ракурсами
речь идет о позднесоветской детской лит-ре, воспитавшей братков
90-х.
Крапивин как по мне совсем даже не детский писатель.
Крапивин это фильм ужасов "Груз 200" приспособленный для
детей.
До сих пор помню эти его психоделические задвиги,
пара Крапивина в американской литературе не Бредбери ( хотя
Бредбери он любил), а Стивен Кинг - причём это так очевидно,
что многим незаметно.
- схема морфилогии по Проппу аналогична
- живёт несколько героев они не вписываются в социум и дружат между
собой
- там есть всегда шпана которая их третирует
- есть родители или старшие, которые их не понимают и есть
обязательно один или пара хороших взрослых которые им помогают
- и наконец перед нашими героями встаёт сверхзадача
которая поднимает их над повследневностью и приносит индивидуальный
опыт.
**
(с) сеть
|
</> |