Украинский Люцифер


Ровно 100 лет назад, 13 марта 1925 года, авиаконструктор Дмитрий Григорович отвез на ленинградский завод "Красный летчик" чертежи спроектированного им пассажирского самолета ПЛ-1 — одного из первых советских аэропланов данного класса. В истории этой машины самое интересное — то, что она создавалась не по заданию государственных органов, а по частному коммерческому заказу украинского акционерного общества "Укрвоздухпуть". Насколько мне известно, это был единственный подобный случай в истории советского авиастроения, ставший возможным благодаря НЭПу.
Украинцы, как известно, — народ
Двигатель выбрали самый дешевый из доступных, хотя и импортный, — английский трехцилиндровый мотор воздушного охлаждения Бристоль "Люцифер" мощностью всего 100 л.с., что для относительно крупной четырехместной машины было явно недостаточно. Кстати, индекс машины ПЛ расшифровывался как "Пассажирский Люцифер". Однако в дальнейшем такую "бесовщину" сочли неуместной и обозначение сменили на СУВП — "Самолет Укрвоздухпути".
1 августа того же года СУВП был закончен и приступил к испытаниям, показав, мягко говоря, невысокие летные характеристики, что при его слабом моторе было вполне закономерно. В частности, максимальная скорость не дотягивала до 140 км/ч, крейсерская составляла всего лишь 115 км/ч, а скороподъемность была настолько низкой, что на рабочий потолок в 3000 метров машина карабкалась почти полчаса. Тем не менее, самолет допустили к пасажирской эксплуатации, но новых заказов не последовало.
После завершения испытаний СУВП отправили на Украину и передали представителям "Укрвоздухпути". Есть данные, что в начале 1926-го его собирались отправить в агитперелет во Францию для демонстрации достижений советского авиастроения, но потом от этой затеи отказались, сообразив, что достижение выглядит не очень впечатляюще. Дальнейшие следы машины теряются. Какие-либо документы о ее эксплуатации в "Укрвоздухпути" пока не найдены.
Так закончился первый и, судя по всему, единственный в СССР опыт негосударственного коммерческого авиастроения, оказавшийся не вполне удачным из-за стремления к излишней экономии в ущерб качеству. На заставке — СУВП во время испытаний в Ленинграде.

Окраска СУВП. Как видите, для упрощения самолет имел максимально примитивные, "рубленые" формы, образованные прямыми линиями. Только дверь пассажирского салона и законцовки крыла Григорович сделал округлыми.

СУВП в ангаре.

Работники завода "Красный летчик" возле СУВП. Подкосы крыла еще не обтянуты тканью, благодаря чему видна их трубчатая структура.
|
</> |