Фатальный дельфин


Ровно 120 лет назад, 13 марта 1905 года, из Владивостокской бухты вышла в свой первый поход на перехват кораблей японского флота первая боевая субмарина, включенная в состав ВМФ Российской империи под названием "Дельфин". Она же, по тогдашним документам, — "миноносец №150", так как класса "подводная лодка" в российской номенклатуре боевых кораблей еще не существовало.
"Дельфин", спроектированный выдающимся инженером-кораблестроителем И.Г.Бубновым, был первой русской субмариной с комбинированной бензино-электрической силовой установкой и торпедным вооружением. Он вступил в строй в 1903 году, а в следующем — подверглся коренной модернизации с установкой увеличеннной палубной надстройки.
Судьба этой подлодки сложилась на удивление неудачно и даже трагично. Ей не удалось добиться никаких боевых успехов (во время боевых выходов она просто ни разу не встретилась с вражескими кораблями), но при этом она дважды взрывалась и трижды тонула из-за технических неполадок, а также — из-за ошибок и халатности экипажа. Эти катастрофы унесли жизни в общем счете 26 моряков.
Дважды "Дельфина" поднимали со дна, откачивали воду, долго ремонтировали и вновь вводили в строй, однако, после третьей "утопии", произошедшей в апреле 1917-го, уже на Северном флоте, его не стали чинить, поскольку лодка к тому времени безнадежно устарела, а все ее механизмы были сильно изношены. До 1920 года "Дельфин" проваляся на берегу, после чего его разрезали на металл.
Унылая биография этой субмарины с одной стороны подтверждает известную банальность "быть первым всегда нелегко", а с другой — она, как бы, являлась предвестником всех дальнейших проблем, бед и невзгод российского и советского подводного флота. Который, несмотря на колоссальные затраты и огромные жертвы, по большому счету оказался, к сожалению, малоэффективным и и почти бесполезным, как в Первой, так и во Второй мировой войне.
На заставке — "Миноносец №150" в первоначальной конфигурации на испытаниях в Морском канале Санкт-Петербурга в 1903 году.

Проектный чертеж будущего "Дельфина".


"Дельфин" в Кронштадте, 1903 год.

"Дельфин" после модернизации (видна увеличенная палубная надстройка) и перед отправкой на Дальний Восток, 1904 год.
|
</> |