«Учебные курсы «Эльба»

топ 100 блогов el_tolstyh06.01.2023 «Учебные курсы «Эльба»

7 Апреля 1945 года. Суббота.
Командование Люфтваффе решило впервые применить против американских самолетов пилотов так называемых «Учебных курсов «Эльба».
Идея создания этого специального отряда летчиков-истребителей принадлежала полковнику Гансу-Иоахиму Херрману. Херрман считал, что классическая тактика боя с противником, имеющим подавляющее численное превосходство, не даст нужного результата. Поэтому он предложил сформировать специальные истребительные части, для которых главной и единственной задачей был бы таран вражеских четырехмоторных бомбардировщиков. Для этого Херрман предполагал использовать высотные истребители Bf.109G-10 и Bf.109К-1. С них должно было быть снято все лишнее бронирование и оборудование, а также большинство вооружения, кроме одного пулемета MG131 калибра 13 мм.
Самолет становился легче приблизительно на 200 кг и получал дополнительную скорость в 39 км/ч. «Модернизированные» таким образом «Мессершмитты» должны были набирать высоту 12 тысяч метров и, пикируя оттуда, атаковать бомбардировщики. При этом преимущество в скорости должно было позволить им оторваться от вражеских истребителей. Сбивать же бомбардировщики они должны были тараном, целясь при этом в место стыковки фюзеляжа с хвостовым оперением, то есть в наиболее уязвимое место самолета.

В соответствии с концепцией Херрмана однократное массовое применение 800 подобных самолетов, которые пилотировали бы летчики-добровольцы, могло позволить уничтожить сразу около 400 тяжелых бомбардировщиков, что вынудило бы союзное командование на несколько недель прекратить дневные налеты на Германию.
Гитлер, которого также ознакомили с предложением полковника Херрмана, дал разрешение на проведение подобных операций, получивших общее наименование «Оборотень» («Wehrwolf»), только при условии, если будет достаточно добровольцев. Геринг поручил Херрману разработать текст специального обращения к пилотам. Тщательно подбирая слова, Херрман написал это обращение. В нем открыто говорилось об опасности предстоящей операции, но при этом скрывались ее подробности.

Херрман никогда не сомневался, что добровольцев будет достаточно, но даже он был поражен результатами. Уже в первые дни в частях воздушного флота «Рейх» более двух тысяч пилотов изъявили желание участвовать в операции. Большинство из них были еще совсем молодыми людьми, лишь недавно окончившими летные школы. Добровольцами записывались целые эскадрильи, как, например, пилоты 1./JG.300. Этого числа было более чем достаточно, и дальнейшая отправка обращения Геринга в другие части Люфтваффе была отменена.
Надо отметить, что эти люди отнюдь не были нацистскими фанатиками. Были различные мотивы записаться добровольцами для выполнения особо опасных заданий. Кто-то из пилотов в результате бомбардировок потерял своих родственников. Другие предполагали, что им придется использовать новое оружие, о котором постоянно твердила пропаганда. Но они были едины в одном – они были солдаты и должны защищать свою родину всеми средствами.

Из всех добровольцев было отобрано 1 500 пилотов. В качестве центра для их подготовки был выбран аэродром Штендаль в 100 км западнее Берлина. Этот центр и получил условное наименование «Учебные курсы «Эльба» («Schulungslehrgang Elba»). Во главе центра был поставлен майор Отто Кёхнке, ранее служивший вместе с Херрманом и бывший его другом. Херрман встретился с добровольцами 25 марта 1945 года. Он рассказал им о сути предстоящей в ближайшие две недели операции. В завершение он сказал, что теперь у каждого из присутствующих есть время еще раз обдумать свое решение и возможность отказаться от участия в такой смертельно опасной операции.
В результате только один пилот покинул Штендаль. Никто из оставшихся не выразил сомнения относительно плана операции, и никто не посчитал это задание самоубийственным.
К 7 апреля было готово уже 250 пилотов «Учебных курсов «Эльба», но в то же время в их распоряжении имелось только 150 специально модернизированных «Мессершмиттов». Самолеты были рассредоточены на нескольких аэродромах.
Итак, 7 апреля около 11 часов стало ясно, что американские самолеты направляются в район между Ганновером и Бременом, и менее чем через час войдут в радиус действия истребителей «Учебных курсов «Эльба».

В 11:15 был дан приказ на взлет. Несмотря на то, что операция готовилась заранее, события с самого начала стали развиваться не совсем по плану. Так, в Штендале было всего 16 Bf.109, остальные самолеты еще не прибыли, и 40 пилотов вынуждены были остаться на земле. С аэродрома Делич, расположенного в 20 км севернее Лейпцига, смогла взлететь только часть «Мессершмиттов», так как оказалось, что не хватает подвесных топливных баков. На аэродроме Мортитц северо-восточнее Лейпцига из-за нехватки запасных частей и топлива готовыми к вылету оказались только 24 истребителя. Из Гарделегена, расположенного в 30 км юго-западнее Штендаля, поднялись только 20 Bf.109, а еще 20 пилотов остались на земле, так как на их самолетах не была завершена модернизация. И лишь с аэродрома Захау, также находящегося юго-западнее Штендаля, взлетели все 30 истребителей.

Но все же это был торжественный и трагический момент. Все осознавали опасность предстоящего вылета. Наземный персонал и пилоты, оставшиеся на земле, молча отдавали честь своим друзьям, выруливающим на старт. Службы радиоперехвата союзников, следившие за радиочастотами Люфтваффе, немедленно засекли взлет большого числа истребителей. Кроме пилотов «Учебных курсов «Эльба» в небо поднимались и другие группы дневных истребителей ПВО рейха. Однако на этот раз американцы поняли, что происходит что-то необычное. На волне Люфтваффе звуки военных маршей вскоре сменил проникновенный женский голос, говоривший немецким пилотам, что на них надеются их родные и друзья, и напоминающий о жертвах налета союзников на Дрезден, во время которого погибло около 60 тысяч человек.

Даже спустя десятки лет оставшиеся в живых пилоты «Учебных курсов «Эльба» говорили, что они ясно помнят голос той женщины, которая, казалось, разговаривала с каждым из них в отдельности.
Был еще один необычный момент, на который сразу же обратили внимание службы радиоперехвата союзников. Радиообмен немцев был односторонним, и шел только с командных пунктов Люфтваффе. Бывшие пилоты «Курсов» утверждали впоследствии, что они тогда были просто не в состоянии говорить друг с другом или с землей.
По мере того как «Мессершмитты» набирали высоту, начали появляться новые проблемы. Вскоре восемь самолетов из-за технических неполадок повернули назад. Сильная облачность снижала видимость, а морозный воздух создавал дополнительные трудности. Если температура воздуха у земли была минус 8-10 градусов, то на высоте 10 000 метров она падала до –48 градусов Цельсия. Выяснилось, что в таких условиях неопытным молодым пилотам трудно удерживаться даже в разомкнутом строю.
Некоторые из них полностью потеряли ориентировку.
Так, например, часть истребителей из Захау повернула на северо-запад в направлении Гамбурга вместо того, чтобы лететь на юго-восток к Магдебургу. Таким образом, к 12:00 в районе Магдебурга смогли собраться лишь около 70 Bf.109. Перед Херрманом встал выбор – прекратить или все же продолжить операцию. Он понимал, что если этот вылет закончится ничем, то вряд ли ему удастся получить снова необходимое количество топлива. Все истребители «Учебных курсов «Эльба» получили приказ на поиск и атаку вражеских бомбардировщиков. То, что это было ошибкой, показали дальнейшие события.
Некоторым пилотам из-за малого опыта в навигации так и не удалось обнаружить противника, и, выработав запас горючего, они приземлились на близлежащих аэродромах. 47 Bf.109 были сбиты американскими истребителями сопровождения еще до того, как смогли приблизиться к бомбардировщикам. Еще 6 Bf.109 были сбиты уже бортстрелками с бомбардировщиков во время атаки. И только 23 «Мессершмитта» из «Учебных курсов «Эльба» смогли выполнить свою задачу и таранить американские бомбардировщики.

Пилотом одного из них был унтер-офицер Клаус Хан. Он позднее рассказывал:
«В наушниках я слышал возгласы наших пилотов, ведущих где-то поблизости бой. Из их переговоров я сделал вывод, что противник находится в районе Ганновера. Неожиданно я увидел четыре одномоторных самолета, которые быстро приближались. Я подумал, что это наши истребители, но вскоре понял, что это «Мустанги». Я не знал, что делать, так как в моем распоряжении был только один пулемет с 60 патронами. Через мгновение один из «Мустангов» обстрелял меня слева снизу. У меня было раздроблено левое плечо, осколки приборной доски поранили лицо. Правой рукой я перевел самолет в пикирование. Выйдя из под обстрела, я начал выравнивать самолет, чтобы затем выпрыгнуть на парашюте.

Внезапно в 1 000 метров ниже себя я увидел большую группу бомбардировщиков. Под влиянием какого-то импульса я мгновенно изменил свое намерение и направил истребитель в их сторону. Это были В-17. Я выбрал один из них и начал приближаться к нему с левой стороны. Его силуэт быстро заполнял лобовое стекло моего самолета. Я не помню самого момента столкновения. Моей последней мыслью было: «Немедленно прыгать!» Как мне это удалось сделать, я не знаю, но когда я пришел в себя, то уже свободно летел к земле. Я подождал еще немного и на высоте около 1 000 метров открыл парашют».
Хан был направлен в госпиталь, где ему пришлось ампутировать раздробленную левую руку. В-17, который он протаранил, несмотря на сильные повреждения, смог дотянуть до аэродрома Сент-Тронд в Бельгии и приземлиться.

По данным американцев, 7 апреля 1945 года в результате таранов пилотов «Учебных курсов «Эльба» они потеряли семь В-17 и один В-24. Еще два В-17 и два В-24 в результате таранов получили повреждения, но смогли совершить посадку.
Всего же в ходе этого налета 8-я воздушная армия США потеряла 13 В-17 из 3-й авиадивизии, 4 В-24 из 2-й авиадивизии и 5 истребителей Р-51. Вынужденные посадки совершили еще 8 бомбардировщиков и один истребитель. При этом на различные цели в Германии было сброшено 3 123 тонны фугасных и 238 тонн зажигательных бомб.
Первый и последний вылет пилотов «Schulungslehrgang Elba» закончился полным провалом. Из 120 истребителей, принявших участие в операции, не вернулись 53, или 44 %. По разным данным, погибло от 25 до 30 пилотов Люфтваффе.


Сталинград. Февраль 1943 года.
Закончились пять месяцев боев и бомбежек. В городе, от которого вообще мало что осталось, однако обнаружилось около 10 тысяч выживших человек из числа гражданского населения.
Удивительно, что из них было 994 ребенка, а страшно, что только 9 из них позже смогли найти своих родителей.



https://vk.com/rus.inger

Следите за тенденциями: СПб Недвижимость. Доска Объявлений.

Универсальный специалист для онлайн-бизнеса.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Московские власти объявили, что зона платной уличной парковки в городе будет расширена до пределов Садового кольца с 25 декабря. ... Расширение существующего парковочного пространства проведут поэтапно — первыми откроют платные зоны в районах Якиманка и Замоскворечье с 5 декабря. ... ...
и вводит обязательные дублирующие надписи на английском языке. Алярма! ...
Нацистская идеология априори предполагает, что государство в которой она превалирует всегда будет стремиться к агрессии против соседей и геноциду несогласных и инаковых. То есть перемирие с  нацистами всегда временное и может быть только для выигрыша времени. Это пакт Молотова ...
Мужчины, мне вот интересно, а как Вы относитесь к ведению домашнего хозяйства? А если конкретнее, - батрачите ли Вы дома или нет? Как по мне - так нет ничего унизительнее для мужчины, чем стирать, гладить, убирать, готовить, в конце концов носки по дому собирать. Все это должна делать ...
...впрочем, некоторые всей душой преданы родному Казахстану и всячески демонстрируют флаг в жёлто-синих цветах. Зачем? Корейская рабочая лошадка Когда-то их было на наших дорогах очень много - а еще "кадеты", "короллы" и много всякого зверья ещё. А теперь вот уже раритет ...