Владимир Мясищев. День рождения.

топ 100 блогов gun00128.09.2024 Владимира Мясищева нельзя назвать везучим, но конструктором он был несомненно талантливым. Конкурентная борьба с КБ Туполева закончилась тем, что самолёты Ту знают все, а конструкторские разработки Мясищева, как минимум не на слуху. Были у него и серийные самолёты, но часто дальше опытного образца дело не шло.

Владимир Мясищев. День рождения. VMMyasishchev.jpg

Владимир Михайлович Мясищев (15 [28] сентября 1902, Ефремов, Тульская губерния, Российская империя — 14 октября 1978, Москва) — советский авиаконструктор, генерал-майор-инженер (1944), генеральный конструктор ОКБ-23, доктор технических наук (1959), профессор (1947), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1972), Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, почётный гражданин Тульской области (2017). Почётный гражданин города Жуковский.

Владимир Мясищев. День рождения. 230859660.jpg

В каталоге я эти марки не нашёл, но как иллюстрация к посту они очень подходят, ведь законных марок, посвящённых самолётам Мясищева, у нас так и не выпустили, только конверт.


Вот, например, ВМ-Т «Атлант» он тоже мог остаться в истории, как транспортировщик «Бурана», но не срослось…

Владимир Мясищев. День рождения. _Buran__atop_Myasishchev_VM-T.jpg

Транспортировка «Бурана». Рисунок из «Soviet Military Power», 1985


В отличие от «Мрии», построенной КБ Антонова, о самолете ВМ-Т «Атлант» слышали только специалисты и фанаты из числа поклонников авиации.

А ведь «Атлант», получивший прозвище «летающая бочка», выполнял всю черновую работу по программе «Буран», доставляя на Байконур и космические корабли многоразового использования, и блоки ракеты-носителя «Энергия». В ту пору, когда «Атлант» вовсю трудился, «Мрия» только строилась.



Судьба «Атланта» сопоставима с судьбой основателя КБ, в котором был создан этот самолет. Владимир Михайлович Мясищев по своему таланту не уступал столпам отечественной авиации Андрею Туполеву, Сергею Ильюшину, Олегу Антонову, но всю жизнь оставался в их тени.


Владимир Мясищев. День рождения. 1Special-Transport.jpg
ВМ-Т «Атлант»



Будущий авиаконструктор родился 28 сентября (по новому стилю) 1902 года в Тульской губернии, в городе Ефремове. После окончания реального училища Владимир Мясищев поступил в Московское высшее техническое училище (МВТУ), которое окончил в 1926 году.

Еще в училище он совмещал учёбу с работой на научно-опытном заводе в качестве чертёжника, а затем конструктора.



После училища Мясищев попал на работу в ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт), в отдел, которым руководил Андрей Туполев. Молодого специалиста определили в бригаду крыла под руководством Владимира Петлякова. Мясищев разрабатывал крылья для бомбардировщиков ТБ-1 и ТБ-3.


Владимир Мясищев. День рождения. The_Soviet_Union_1937_CPA_564_stamp_(Tupolev_ANT-4).jpg
ТБ-1


Довольно быстро стало ясно, что Мясищев — не просто талантливый инженер, но специалист, способный вырасти в большого конструктора.

Когда КБ Туполева выделилось из ЦАГИ в отдельную структуру, туда перешел и Мясищев. Ему была поручена работа над экспериментальными самолетами.

В 1930-х годах в США была закуплена лицензия на производство Douglas DC-3 — адаптированная к условиям СССР машина должна была стать основой советской транспортной авиации.

Доведение до серийного производства было поручено Мясищеву, который с этой задачей справлялся успешно. Однако завершались работы уже без него — конструктора арестовали.

Владимир Мясищев. День рождения. 20130529132128-cd3a6f2b-me.jpg

По обвинению во вредительстве и подготовке к совершению контрреволюционных преступлений Мясищева осудили на 10 лет. Правда, оказался он не в обычной тюрьме, а в ЦКБ-29 НКВД, где осужденные советские авиаконструкторы, включая Туполева, продолжали свою работу в новых условиях.




В «Туполевской шараге» Мясищев возглавил одну из четырех бригад, которая занималась разработкой проекта дальнего высотного бомбардировщика ДВБ-102.

После начала Великой Отечественной войны авиаконструкторы-заключенные были отправлены в эвакуацию, и уже там узнавали, что освобождены. Государству для налаживания авиапроизводства на новом месте они были полезнее в качестве свободных граждан.

Проект ДВБ-102 получил высокую оценку, но в серию не пошел. В сложившихся условиях стране были нужны другие самолеты. Одним из таких являлся пикирующий бомбардировщик Пе-2 конструкции Владимира Петлякова.

«Пешки», как прозвали Пе-2 в армии, срочно требовались на фронте, и количество производимых самолетов надо было увеличивать. Но в 1942 году в авиакатастрофе разбился Владимир Петляков.

Владимир Мясищев. День рождения. 1945_988.jpg

Пе-2



Дальнейшие работы по совершенствованию Пе-2 были поручены Мясищеву, и с задачей он справился. За годы войны появилось не менее восьми модификаций бомбардировщика.




В конце войны Мясищев и его КБ начинают работу над проектом реактивного бомбардировщика РБ-17 с четырьмя турбореактивными двигателями РД-10. Однако в начале 1946 года КБ, сотрудники которого совсем недавно были отмечены правительственными наградами, расформировали. Причиной была названа «малая отдача» КБ. Наработки Мясищева передали в КБ Ильюшина, где на их основе был построен реактивный Ил-22.

Владимир Мясищев. День рождения. 230859660-_11_.jpg


Мясищев же стал преподавать в МАИ, где являлся деканом самолётного факультета. Вернуться к работе в качестве конструктора он смог в начале 1950-х, когда стране понадобился новый стратегический бомбардировщик.

Предложения Мясищева понравились членам правительства, и 24 марта 1951 года было воссоздано его ОКБ № 23.

Здесь конструктор вступил в заочный спор с Туполевым. Сталин требовал от Туполева создать межконтинентальный бомбардировщик с определенными характеристиками, которые создатель фирмы «Ту» считал нереальными. «А вот Мясищев, тот хочет!», — раздраженно ответил Сталин.

Так между Мясищевым и Туполевым началась настоящая конкурентная борьба.

Владимир Мясищев. День рождения. 230859660-_14_.jpg

Уже к осени 1952 года был построен первый опытный самолет М-4. Параллельно ему создавался туполевский Ту-95, поднявшийся в небо в ноябре 1952 года, на два месяца раньше конкурента.

Тем не менее, бомбардировщик М-4 (по классификации НАТО — «Бизон») был принят в эксплуатацию в феврале 1955 года, более чем на год раньше Ту-95 («Медведя»).

«Бизон», однако, получился машиной сложной и капризной, из-за чего был подвержен высокой аварийности.

Опыт М-4 был учтен Мясищевым. Путем радикальной модернизации конструкции был создан бомбардировщик 3М (он же М-6). С новыми двигателями «Бизон-В», как назвали машину в НАТО, мог достигать ядерных объектов и хранилищ в южных штатах США. В марте 1956 года 3М был принят в эксплуатацию.

Владимир Мясищев. День рождения. 230859660-_12_.jpg

На базе этой модели Владимир Мясищев планировал создать целое семейство самолетов. Увы, большинство из них были построены лишь в единственном экземпляре, либо вообще остались только в чертежах.

Но «Атлант», о котором мы вспоминали в начале статьи, является творческой модификацией бомбардировщика ЗМ.

В 1957 году Владимиру Мясищеву было присвоено звание Героя Социалистического труда. Казалось бы, полное признание заслуг и возможность создавать новую технику. Но, увы, все получилось не так.

Сверхзвуковой ракетоносец М-50 был построен в одном экземпляре, принял участие в парадах, но в серию не пошел из-за убежденности Никиты Хрущева, решившего, что межконтинентальные баллистические ракеты сделают стратегические бомбардировщики бесполезными.

Владимир Мясищев. День рождения. 230859660-_15_.jpg


КБ Мясищева в 1958 году начало разработку идеи сверхзвукового пассажирского самолета М-53. Одновременно еще одна группа работала над проектом первого советского космоплана М-48.

Но в 1960 году КБ Мясищева по решению правительства расформировывается, а штат передается в КБ Челомея, работающего по ракетно-космической тематике. Владимир Мясищев назначается главой Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ).

Должность высокая, но не для конструктора уровня Мясищева, которого фактически лишили права творить. Многие его разработки затем будут использованы другими конструкторами.

Владимир Мясищев. День рождения. 321723254.png
Значки самые настоящие, хорошо хоть так сохраняется память о самолётах Мясищева.


В конце 1966 года Мясищев добивается права вновь создать свое КБ и становится генеральным конструктором Экспериментального машиностроительного завода в Жуковском.

Он работает над проектами новых стратегических бомбардировщиков М-18 и М-20, однако это поле уже твердо заняла фирма Туполева. Даже часть 3М из бомбардировщиков были переделаны в топливозаправщики.



На фирме Мясищева разрабатывались кабина экипажа и ряд систем космического корабля многоразового использования «Буран». Свои узнаваемые черты «Буран» унаследовал у опытных разработок КБ Мясищева.

Владимир Мясищев. День рождения. unnamed.jpg

К слову, сам Владимир Мясищев считал, что проект космоплана М-19, разрабатывавшийся в его КБ, значительно перспективнее. Однако в итоге КБ Мясищева подчинили разработчикам «Бурана».

Несмотря на то, что здоровье уже подводило, Мясищев продолжал напряженно работать. Редкие дни отдыха конструктор проводил на даче. Там его и настиг приступ, ставший роковым. Несмотря на все усилия врачей, 14 октября 1978 года Владимир Михайлович Мясищев скончался.


Текст https://aif.ru/society/history/tvorec_aviacii_nerealizovannyy_geniy_vladimira_myasishcheva


Марки из интернета



Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Эта байка про Георгия Товстоногова, советского театрального режиссёра. Узнаете про его ужасные отношения с кошками. Однажды Георгий Товстоногов решил пресечь в своем театре кошачью вакханалию и запретил кому бы то ни было - от уборщицы до примадонны - подкармливать обнаглевших ...
Легче всего сказать, что киевская хунта сошла с ума. Как, с точки зрения здравого смысла, иначе объяснить их действия? Если при Яныке народ просто грабили, то при новой власти людей убивают. Тех, кто не считает узурпаторов властью, и тех, кто пока ещё на стороне хунты. Да, эти звери убиваю ...
В продолжение предыдущего поста. Поскольку некоторые альтернативно одаренные начинают меня учить арифметики, статистике и социологи, то приведу цифры по зараженных в соотношении к их статусу вакцинации. Всего позитивных чей статус вакцинации известен - 81014. Из них старше 50 - 8475, ...
В Тви второй день продолжается бурление "прогрессивной общественности" по поводу зарплаты в 40 тысяч у поддержки в одном банке. Москвичи орут, что это очень мало и унижение человеческого достоинства, провинциалы - "москвичи совсем зажрались, мы за 20 тыс. работаем". Но мне подумалось о ...
Идиллическая картина загородной жизни выглядит примерно так. Я сижу себе спокойно и смотрю сериал, а ребёнок на огороженной территории развивает мелкую моторику и получает витамины, обирая куст с ягодами. Август, урожай, красота. Реальность отличается от мечтаний, как слон от шляпы. Куст ...