УАЗ, папуас
bantaputu — 20.11.2021 Руководители чего-либо редко признаются в своей неспособности управлять и крахе порученного им дела. Руководство Ульяновского автозавода, признав, что у этого предприятия нет будущего, совершило весьма экстраординарный поступок. Завод развиваться не будет, новых моделей не будет, модернизации не будет."Внутризаводские" причины сего описаны во множестве сообщений. На заводе полностью утрачена культура разработки, от КБ осталось практически пустое место. Нет цифровых моделей выпускающихся деталей и узлов, что делает практически невозможным их модернизацию на современном оборудовании, а несовременное невозможно использовать из-за затратности и необходимости огромного количества квалифицированных рабочих, которых нет. Да и в целом это был бы всё равно путь в тупик. Ресурсов для начала "с нуля" нет, специалистов нет. Есть старый завод с полу-кустарным выполнением большей части операций, который держится только на том, что условный Петрович ещё помнит, как вставлять шплинт А в гнездо Б, да и Петровичу уже 65, он пенсионер даже по путинскому закону. Ещё несколько лет, и производство остановится ввиду естественной смерти. Да, в конце девяностых на заводе была установлена вполне современная на тот момент сборочная линия для кузовов, но этого оказалось недостаточно.
Люди, знающие этот завод изнутри, могут оценить такой обзор с точки зрения достоверности и адекватности. Я же хочу сказать о другом. УАЗ это производитель автомобилей рамной конструкции. Это архаичное инженерное решение, увеличивающее массу изделия и расход топлива, ухудшающее управляемость. Но при этом в разы увеличивающее живучесть аппарата на плохих дорогах и снижающее уровень требовательности к проектированию, прощающее некоторые ошибки, позволяющее при относительно небольших затратах расширять ассортимент, меняя габариты и конструкцию кузова. Рамные автомобили за исключением нескольких моделей, искусственно втянутых в премиум-сегмент, плохо продаются в Москве. Когда появился Ford F-150 Raptor, некоторое количество людей приобрели эту яркую машину, покатались и бросили. В Москве рама не нужна. Понимая это, на УАЗе попытались нарисовать красивые картинки безрамного вседорожника для городского покупателя, но кроме как рисовать нужно ещё уметь что-то делать руками, а с этим проблемы. Потом пришёл Haval, который, видимо, "съест" всего УАЗовский городской рынок. В общем, дело дрянь.
Но. Есть ещё миллионы квадратных километров Замкадья, где рама полезна и никого не смущает. Где живут люди, склонные ремонтироваться не у официальных дилеров, а методом "вкрути туда саморез и поехали". Эти люди готовы не претендовать на высокий уровень комфорта ради того, чтобы автомобиль просто делал свою работу. Есть несколько десятков миллионов россиянских "реднеков", мелких строителей, ремонтников, техников по обслуживанию систем, мелких торговцев, прорабов, бригадиров сварщиков и прочая и прочая, которым необходим какой-то транспорт класса "едет, и хорошо; главное, что компрессор поместился". Им нужна гамма рамных автомобилей с взаимо-заменяемыми агрегатами, пригодных для переоборудования и "допиливания напильником". Им нужны автомобили, при необходимости превращающиеся в конструктор, а это означает наличие рамы и общую простоту концепции. Эти люди могли бы скупить продукцию УАЗ в десятикратном объёме, дав заводу некоторые средства и время на поэтапную модернизацию. Была бы эта продукция ещё немного более разнообразной - несколько вариантов колеи и базы, и так далее. Подкапотное пространство под двигатель модели "Л" - "любой". Поменьше дизайна, побольше оцинковки. Всё могло бы быть скуплено. Такое уже было после 1998 года, когда внезапно оказалось, что населению РФ можно продать всё отечественное в любых количествах. И если бы АЗЛК не отдали армянам, он мог бы быть жив до сих пор. Если бы руководство ИЖМАШ не сбежало с корейскими деньгами, о, да. Если бы.
Тогда почему руководители УАЗ не ориентируются на огромный рынок, не требующий полной модернизации продукции? Потому, что у них есть отдел сбыта, который давно и упрямо твердит: "Деньги есть только в Москве". А в Москве другие требования к автомобилям. И соответствовать им завод не может. На его же "природном" рынке у людей совсем нет денег. Даже миллион рублей за новый автомобиль там это очень много. А нынешнее подорожание всего и вся ставит на сбыте "реднекам" крест.
Проблема УАЗа это проблема сбыта в стране, в которой есть сеттльмент с "белыми сахибами" и есть все остальные джунгли. Вне зависимости от "экологической повестки" и прочих экспериментов над всем мiром, производство среднего технологического уровня в таких условиях экономически нецелесообразно. В сеттльменте всё равно купят западное, для обслуги сеттльмента есть новый китайский (корейский, чешский) завод, а остальные пусть хоть отращивают шерсть и скачут по веткам, nobody cares. Долгое время россиянская деревня держалась на автомобилях, продававшихся из запасов Советской Армии, всех этих ЗиЛ-131 по, когда-то давно, 170-200 тысяч, и так далее. Всё это ездило, чадя и чертыхаясь, и тянуло на себе безхитростную местную экономику. Сейчас всё. Введены новые ограничения (экология же, в деревне это очень важно). Полиция следит за отсутствием незаконных вмешательств в конструкцию ТС; двигатель с трактора так просто под капот старого грузовика не поставишь. Советские запасы грузовиков, видимо, в основном изчерпаны. Тут бы автозаводу из Ульяновска и подсуетиться и выпустить рамный пикап, допускающий модификации. Да пусть даже конструктор, "кит-кар" - всё равно владельцу его перебирать и "протягивать". Но нет смысла. Нет достаточного платежеспособного спроса. Макро-модель экономики располагает к тому, чтобы "вывесить белый флаг".
|
</> |