У кого длиннее? Как и зачем растягивали «Волги», «Москвичи» и «Лады»
5koleso — 11.10.2025
Одна из самых забавных автомобильных страниц перестроечных времен — стретчи на базе отечественных машин. Чего только в те годы ни делали!
«ВОЛГИ»
Во времена СССР «Волга» была практически недоступна простым гражданам и мечтой миллионов. В основном, автомобили отправляли на работу в такси и, конечно, в государственные и партийные учреждения начальникам и чиновникам среднего уровня. Следующей ступенью в советской автомобильной иерархии была уже «Чайка» — машина совсем другого класса.
Перестроечные изменения, затеянные как поначалу писали в прессе и рассказывали по телевизору, в том числе и для уменьшения советского бюрократического аппарата, привели к его стремительному росту и причудливому усложнению административных структур.
«Чайка» ГАЗ-14 была безумно дорогой, заводу приносила лишь головную боль и убытки. Но еще до того, как стало ясно, что дни этой модели сочтены, ГАЗ построил первую удлиненную «Волгу». В основе, естественно лежала не «двадцатьчетверка», а номенклатурный ГАЗ-3102, который в советские времена в личную собственность, вообще, не продавали.

В отличие от аналогичных длиннобазных иномарок, у которых удлиненными делали задние двери, в Горьком пошли по более простому и дешевому пути. Небольшую вставку сделали посредине, сохранив стандартные задние двери. Автомобили планировали предложить чиновникам уровня «выше «Волги», но ниже «Чайки» и выпускать их в ПАМСе (Производство автомобилей малых серий).
Но проект не состоялся. Зато совсем скоро удлинением «Волг» занялись множество тюнинговых ателье, стремительно плодившихся в 1990‑х по всей стране.
Близким к заводскому автомобилю стал вариант нижегородской фирмы «Рида» = «Волга», удлиненная всего на 300 мм. Пол и крышу в местах вставок усиливали. Салон отделали кожей. Предлагали и оригинальные передние сиденья. «Рида» создала и бронированный вариант удлиненной «Волги». На создание подобных конструкций умельцев подталкивали реалии новой жизни.

В вопросе растяжки горьковских седанов дальше «Риды» пошла фирма «АвтосоюзГАЗ». Ее «Волга» подросла на 500 мм. Салон, понятно тоже отделали кожей и вставили в него все, что было в распоряжении мастеров тюнинга в те годы. Телевизор, видеоплейер и, разумеется, бар, по планам создателей машины, должны были помочь пассажиру решать важные вопросы управления и бизнеса.

Если сам ГАЗ и тюнинговые ателье старательно искали применение совсем недавно фетишизируемой в СССР «Волге», то институт НАМИ искал в те годы применения себе. При институте возникло ателье «Престиж НАМИ», которое стало делать причудливые конструкции на основе отечественных серийных машин. В то числе — стретч «Волга-Кортеж». Машину сделали на основе ГАЗ-31029. Заднюю часть крыши и двери взяли от универсала, а в задних стойках сделали забавные овальные окошки. Салон, отделанный велюром, особой роскошью не отличался. Под капотом стоял стандартный 100‑сильный мотор ЗМЗ-402.

Кстати, в основном на удлиненных «Волгах» ставили стандартный силовой агрегат нового поколения: серийный 130‑сильный двигатель ЗМЗ-406 и пятиступенчатую механическую коробку передач. Но по заказу тюнинговые фирмы готовы были поставить под капот «Волги» адаптированные к ней моторы Toyota или Rover. Правда, в этом случае цена автомобиля вплотную приближалась к стоимости иномарок бизнес-класса.
Дальше всех в увлекательном деле растягивания «Волг» пошел рижский РАФ, который в 1990‑е тоже лихорадочно искал побочные сферы деятельности. «Волгу» от РАФ в базе увеличили на метр — до 3800 мм. Салон отделали белой кожей и деревом.

Спрос на удлиненные «Волги» был, естественно, невысок. И чиновники, и новые русские бизнесмены уже распробовали импортные автомобили. Отечественной экзотикой интересовались разве что очень большие оригиналы. Они же нынче покупают сохранившиеся и отреставрированные «Волги» для частных коллекций.

«МОСКВИЧИ»
Хорошая конструкция и очень приличные ходовые качества. Безобразная антикоррозийная обработка и окраска. Халтурная сборка из бракованных комплектующих. Все это — составляющие портрета «Москвича-2141» середины 1990‑х. Чего машине не хватает? Ну, конечно удлиненных версий! По крайней мере, так посчитало руководство завода.
Конечно, в первую очередь был расчет на государственных, в первую очередь — столичных чиновников. Именно им чаще всего демонстрировали достижения в постройке стретчей, которые заводские испытатели воспринимали, как грустный анекдот.
Страсть к удлинению 41‑го совпала по времени с наречением московских автомобилей причудливыми именами. Так версия хэтчбека с увеличенной на 200 мм базой получила имя «Юрий Долгорукий» и заводское обозначение «Москвич –2141Y2». Заявляли машины с моторами ВАЗ рабочим объемом 1,8 л, а также УЗАМ — рабочим объемом 1,7 л и 1,8 л, оба — 85‑сильные. Позднее появился и французский 112‑сильный Renault рабочим объемом 2 л. Демонстрационные образцы украшали кожаным салоном.

Как говорил первый и последний президент СССР: «Процесс пошел!». Вслед за хэтчбеком удлинили и седан. Серийное производство «Москвиа-2142» со стандартной базой 2580 мм так и не начали. Зато сделали «Москвич-2142V3» по имени «Князь Владимир» и с базой 2780 мм. Помимо отечественных моторов и 2,0‑литрового двигателя Renault мощностью 112 л. с. рекламировали и французский 2,0‑литровый, но уже 145‑сильный агрегат. Этот высокооборотный двигатель, сделанный для легких спортивных версий Renault, плохо подходил большому тяжелому автомобилю. Но, что называется — так уж вышло…

Вершиной бурной деятельности по удлинению автомобилей, предшествующей окончательному закрытию завода, стал «Москвич-2142R5» по имени «Калита». В придачу к французским моторам мощностью 112 л. с. и 145 л. с. стретч получил иные фары, монументальную решетку радиатора в стиле Rolls-Royce и салон, отделанный с мавританской роскошью в стиле эпохи первоначального накопления капиталов.

Несколько «Калит» (или «Калитов»?) оснастили даже полноприводной трансмиссией, созданной и тщательно доведенной для стандартного автомобиля. Ветераны завода вспоминали, что несколько таких автомобилей отправили в правительство Москвы. Один, по слухам, подарили даже Жириновскому. Но ни чиновников, ни аппарат ЛДПР изделие, явно, не вдохновило. А с закрытием завода вопрос отпал сам собой.
«ЛАДЫ»
Меньше всего стретчей можно было ожидать от Волжского автозавода. Однако этот вирус не миновал и «Лады». Фирма «Мастер-дизайн» построила стретч Amedeo 500 на основе вроде совсем не подходящего для этого, зато почти культового в первые годы перестройки ВАЗ-21099. Внешность автомобили, удлиненного на 500 мм, немного освежили. Салон, понятно, отделали кожей и оснастили всякими удобствами. Стандартный мотор рабочим объемом 1,5 л форсировали до 88 л. с. Планировали и более мощные двигатели. Однако интерес к автомобилю проявляли лишь фотографы и любители редкостей, но не потенциальные покупатели. Сделали не более двух-трех Amedeo.

Стретчи стали строить и на базе ВАЗ-2110. Седан ВАЗ-21108 «Премьер» с колесной базой увеличенной на 175 мм мелкими партиями выпускала дочерняя фирма ВАЗа «Суперавто». На автомобили устанавливали 91‑сильный двигатель объемом 1,5 л. Спрос был, разумеется, небольшой. Зато одно время на черных удлиненных «десятках» возили на работу руководителей АвтоВАЗа.

Самую длинную «Ладу» — ВАЗ-21109 «Консул» соорудила фирма «Автокомплект». Базу увеличили на 650 мм — до 3142 мм. Двигатель оставался стандартным — 1,5‑литровым, 91‑сильным. «Консул» был прекрасным шоу стоппером, но реальных потребителей не заинтересовал. Построили, видимо, всего два экземпляра.

Сегодня некоторые сохранившиеся отечественные стретчи уже заняли достойные их места в музеях и частных коллекциях, где и смотрятся вполне органично.
Что еще почитать:
Советский шик: как «тюнинговали» машины в СССР
Грустный «Мишка»: как и почему провалился проект доступного российского автомобиля
От триумфа к провалу: как «Победы» и «Волги» продавали за границей и почему перестали
|
|
</> |
Междугородняя эвакуация автомобиля — что важно знать заранее
40 лет альбому Boney M. "Eye Dance"
Часто, но много!
Бересклет
Страдания юного Вертера.
Хроника неспособности современного бизнеса создать летающий автомобиль -
Воспитание чувств
Совсем другой Пит Мондриан. Знали вы такого?
32 года назад...

