«Пеппи» и «Кинешма»: почему провалился проект сверхдешевого автомобиля

Мотоколяски в стиле «без слез не взглянешь». И тем более — не поедешь. Рассказываем об истории создания микроавтомобилей «Пеппи» и «Кинешма».

ОТТЕПЕЛЬ ДВА
Первая бурная волна создания микроавтомобилей в СССР пришлась на вторую половину 1950‑х — эпоху хрущевской оттепели. Тогда это была, как принято было говорить, инициатива снизу. Инженеры НАМИ и мотоциклетных заводов сами мечтали об автомобиле. Хоть каком-нибудь! Но с четырьмя колесами, крышей, пусть и со слабосильным мотором, но экономичном и дешевле «Москвича».
Кроме того, подобный автомобиль был нужен инвалидам, которых по официальной статистике после Великой Отечественной в СССР было более двух миллионов. К 10‑летию Победы группа харьковских инвалидов написала письмо в ЦК КПСС с настойчивой просьбой сделать для них нормальный автомобиль вместо убогой трехколесной мотоколяски. Высокие инстанции были завалены и письмами владельцев этих трехколесных повозок, расстроенных и возмущенных мало пригодными для повседневной особенно сельской жизни машинами.
Все эти события в конце 1950‑х вылились в создание мотоколяски С3А — все-таки более пристойной, нежели предыдущая трехколесная модель, а заодно вполне приличного по меркам тех лет «Запорожца» ЗАЗ-965.
Прошли три десятилетия. Началась эпоха перестройки. Но некоторые советские реалии никуда пока не делись. Для многих граждан даже «Запорожец» был дорог. Да, и мотоколяска С3Д, рождения 1970 года, мягко говоря, давно не соответствовала времени. Все это подталкивало новых фантазеров к созданию микроавтомобилей. Только теперь за это дело взялись не крупные автомобильные заводы, в предприятия в той или иной мере близкие к автопрому.
УНИВЕРСАЛ ПОНИЖЕННОЙ ВМЕСТИМОСТИ
Примерно в те же годы в автомобильный лексикон вместе с модой на минивэны вошло словосочетание универсал повышенной вместимости. Автомобиль, который в 1989‑м выставил на публике псковский завод «Гидроимпульс» был полной противоположностью этому понятию.

Двухместную машину по имени «Пеппи» показали на ВДНХ в павильоне «Мелиорация и водное хозяйство СССР» не случайно. НПО «Гидроимпульс» подчинялось именно «водному» министерству, но имело и некий автомобильный опыт. Много лет в Пскове делали автобусы на шасси ГАЗ для учреждений водного министерства.
«Пеппи» не был инженерным откровением. Микроавтомобиль сделали на агрегатах и узлах серпуховской мотоколяски С3Д. Кузов создали по принципу, давно отработанному советскими самодельщиками: стальной каркас обшили пластиковыми панелями.

Мотоциклетный одноцилиндровый двигатель рабочим объемом 0,35 л выдавал 14 л. с. при 3800–4000 об/мин. Как и в серпуховской машине, мотор расположили сзади. Только смешнее: доступ к высокому кожуху двигателя был через заднюю дверь, которую условно можно было назвать багажной.
Впрочем, рядом с кожухом было некоторое пространство. Скажем, для тряпок, абсолютно необходимых для общения с древним примитивным двигателем. Спереди было не менее весело: по сути, под крышкой багажника уместились лишь аккумулятор и автономная печка. Зато вместо мотоциклетной коробки передач, как на мотоколяске С3Д, на «Пеппи» установили вариатор загадочного происхождения.
В машину втиснули сиденья от «Москвича-2141», рулевую колонку — от ВАЗа, а панель приборов — от ЗАЗ-968. Официально « Пеппи» был почти на полтораста килограммов легче серпуховской машины. Заявленная снаряженная масса — 350 кг.

Но самое интересное, что все это вместе по заявлениям создателей машины должно было стоить в два раза дешевле «Оки»! Назвали даже сроки начала производства — в 1995‑м обещали изготовить 10 тысяч «Пеппи».
Вполне предсказуемо проект не продвинулся дальше двух прототипов. Псковский завод еще довольно долго и достаточно делал грузопассажирские версии УАЗов и «Газели». Это дело у предприятия получалось неплохо. Но потом и на такие машины спрос упал.
ПЛОЩАДКА МОЛОДНЯКА
Куда заметней хотя и не менее смешной оказалась история микроавтомобилей «Кинешма» завода «Автоагрегат», который был известен в узких кругах в качестве поставщика комплектующих для АЗЛК.

Понятно, что этот проект, как и «Пеппи» был в первую очередь ориентирован на снабжение инвалидов, а значит, как казалось тогда — но государственный бюджет. Но «Кинешму» делали не только с ручным, но и с обычным управлением и собирались продавать всем желающим.
По стилистике «Кинешма» представляла собой нечто среднее между армейским внедорожником в стиле 1950‑х и самоделкой. Однако с точки зрения технологии производства стальной кузов был предпочтительней стеклопластикового. Поскольку собственного конструкторского бюро на заводе не было, к созданию мотоколяски подключили специалистов из Запорожья.
Первую «Кинешму», показанную на публике в Москве и Нижнем Новгороде в 1996 году, оснастили двухцилиндровым мотоциклетным двигателем ИЖ-«Юпитер 5» объемом 0,5 л и мощностью 26 л. с. Мотор стоял сзади поперечно. Мотоциклетную коробку передач отличал механизм последовательного переключения. Но вместо цепного привода сделали, все-таки, карданную передачу.
Обе подвески были независимыми. Дорожный просвет составлял 235 мм, а 10‑дюйсовые шины имели ярко выраженные грунтозацепы. Если и не внедорожник, то почти — кроссовер! Еще одна необычная особенность «Кинешмы» — обогреваемое ветровое стекло. Оно же — заднее от «Москвича-2141».

«Одобрение типа транспортного средства», необходимое для официальных продаж, «Автоагрегату» долго не выдавали. Тем не менее, в 1998‑м 20 мотоколясок передали инвалидам Ивановской области.
Пробовали самые разные, порой причудливые силовые агрегаты. На «Кинешму» ставили, в частности, 12‑сильный двигатель от мотороллера «Муравей». Были машины и с американскими двигателями Briggs & Stratton мощностью 13 л. с. и 18 л. с. от автомобильчиков для езды по полям для гольфа. «Кинешма» обрела даже одноцилиндровый дизель ТД-450Д мощностью 13 л. с. при 2600 об/мин.
По паспорту максимальная скорость четырехместных машинок, в зависимости от двигателей, составляла 55–75 км/ч. В реальности версия с 13‑сильным американским агрегатом с трудом набирала 50 км/ч и с большой натугой везла пару солидных ездоков даже в не самый тяжелый подъем.
Зато надрывное тарахтение перегруженного мотора оповещало о приближении механического транспортного средства всю округу. Последовательное переключение передач требовало привыкания. А чтобы пробраться к мотору, например для проверки уровня масла, необходимо было снять жесткую подушку задней лавки. Вряд ли такая процедура порадовал бы владельцев-инвалидов.
Тем не менее, попытки продвинуть «Кинешму» на рынок продолжали вместе с экспериментами с силовыми агрегатами. Пробовали и мотор от «Оки» ВАЗ-11113 и даже двигатель объемом 0,9 л от югославской малолитражки Zastava. На некоторые машины смонтировали и импортные вариаторы.

Самый забавный эпизод недолгой истории «Кинешмы», который на рубеже 2000‑х добавил ее создателям оптимизма — экспорт машинок в Испанию! В 1998–2000 годах туда, действительно, отправили 50 мотоколясок. Нашелся смелый, который под именем Ardilla (белочка) продал «Кинешмы» сборщикам цитрусовых. Узенькие машинки, не спеша, ползали между рядами плодовых деревьев, а потом везли ящики к месту, где тару с плодами перегружали в нормальные грузовики.
В 2000‑м «Кинешму» даже выставляли на Парижском автосалоне. Но неожиданный успех был совсем недолгим. Ни стандартная «Кинешма», не открытая «пляжная» «Кинешма-Кросс», которую возили по выставкам, особо интереса покупателей не вызывали. Проект «рассосался» сам собой. До 2003 года собрали около 350 машин.
Однако в 2010‑м, когда в среднюю полосу России пришла небывалая жара и массовые природные пожары, «Кинешмой» вдруг заинтересовалось МЧС. Прозвучала идея снабдить пожарными микроавтомобилями добровольные сельские пожарные дружины. Под этого дело, на основе «Кинешмы-Кросс» сделали пожарный «Доброволец-1». Как обычно, затея погасла еще раньше, чем лесные пожары.

Еще один громкий проект доступного микроавтомобиля эпохи перестройки — затея АСМ-Холдинг — бывшего отраслевого министерства, судорожно пытающегося найти себе место в новой жизни — машина по имени «Мишка». Но это — по-своему увлекательная, тоже достаточно забавная, но отдельная история.
Что еще почитать:
«Роксана», «Стилс» и крах латвийского автопрома: почему новый РАФ оказался никому не нужен
«Мятеж» на заводе: почему в СССР запретили выпускать переднеприводный ИЖ-13
Продавали «за копейки»? Сколько советские автомобили стоили за границей и зачем их туда везли
|
</> |