Грустный «Мишка»: как и почему провалился проект доступного российского
5koleso — 05.10.2025
Трудно сказать: чего в этом проекте было больше: авантюризма или наивности? Но эта тема, скорее для психологов. А мы просто вспомним историю «Мишки» — смешную и грустную — такой, какой она была.
ИЗ ТОГО ЖЕ КАБИНЕТА
Жил-был Советский Союз. А в нем было министерство автомобильной промышленности. В 1988‑м оно стало министерством автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР. В 1991‑м за неимением площадок для приложения сил, поскольку заводы давно уже стали самостоятельными, а главное в связи с исчезновением СССР организация завершила свою деятельность.

Но обломках союзного министерства возник «Автосельзохмаш-Холдинг» (АСМ) — организация с туманными функциям, зато расположившаяся в тех же министерских кабинетах. Где и возник очередной проект машины для всех — если угодно — народного автомобиля.
В известной мере повторялась история второй половины 1950‑х, когда молодые специалисты мотозаводов и НАМИ затеяли создание машины дешевле «Москвича» и не сильно дороже мотоцикла с коляской. Тогда все это вылилось в рождение «Запорожца» и четырехколесной мотоколяски для инвалидов С-3А. В 1990‑е пошло куда причудливей…

МЕДВЕЖИЙ УГОЛ
Проект «автомобиля для всех» назвали «Мишка». К его созданию привлекли даже американскую фирму Venture Industries, которая специализировалась на изготовлении современных пластиков. А проектировать автомобили и строить прототипы предстояло НАМИ.
Институт, который некогда работал на весь советский автопром, в те годы тоже оказался не у дел и брался за любые, даже сомнительные проекты.
Проект АСМ-Холдинга подразумевал поначалу аж два семейства автомобилей: «Мотокар» и «Юникар». Машинам первого семейства прочили двигатели мощностью 25–35 л. с. — мотоциклетные (ну, прямо как в середине 1950!) и 2‑цилиндровый автомобильный — от «Оки» ВАЗ-1111.

Семейство « Юникар с двигателями в 5–6 л. с. предназначали для юношества. Идея состояла в том, что такими машинками, как и в некоторых европейских странах, сможет управлять тот, у кого нет водительского удостоверения. А «Мотокар» адресовали тем, у кого были хотя бы мотоциклетные права. Речь шла и о версиях для инвалидов, а заодно и об электромобиле.
ЧТО ЗА ЗВЕРЬ?
Конструкция «Мишки» не была инженерным откровением. Каркас из стальных профилей планировали обшивать пластиковыми панелями. В 1980–1990‑е такими идеями увлекались многие фирмы. Некоторые выпускали подобные автомобили мелкосерийно. Но для массового производства каркасно-панельный кузов был не очень пригоден.

Впрочем, эти проблемы создатели «Мишки» планировали частично переложить на покупателей. Идея состояла в том, что самые экономные и те, кто с детства занимался в кружках «Умелые руки» смогут купить комплект деталей и собрать автомобиль самостоятельно в гараже или в чем-то на него похожем. Ведь кузовные панели приобретали цвет уже на заводе пластиков.
Практика домашней сборки автомобилей существовала, в частности в Британии. Там так называемые кит-кары находили спрос у провинциальных юношей и сохранивших вкус к жизни трудолюбивых пенсионеров.
Именно таких — самосборных машин, по мнению, создателей «Мишки» не хватало в 1990‑е на дорогах России.

Публике «зверушку» впервые представили на выставке МИМС в 1999 году. На рекламных листовках, помимо базового трехдверного автомобиля, красовались версия со съемной задней частью крыши — эдакий ландо и пикап.
Прототип, изготовленный НАМИ, по сути, представлял собой агрегаты серийной «Оки», спрятанные под каркасно-пластиковый кузов, изготовленный и собранный с огрехами, свойственными любому макетному образцу. Впрочем, тогда и такие изделия выполняли на выставках роль концепт-каров и даже шоу-стопперов.
Конечно, мало кто всерьез отнесся к планам собирать автомобильчики в частных гаражах и сараях. Но о том, где, вообще, серийно изготавливать стеклопластиковое моторные изделие и брать для них агрегаты «Оки» (а иных подходящих просто не было) почему-то мало кто задумывался.
Но медведь, тем временем, рос. В 2000‑м на выставке в Москве показали уже целое семейство. Базовый АСМ-1728 вырос в ширину и в базе, а заодно получил 53‑сильный двигатель семейства МеМЗ-245, знакомый по «Таврии» ЗАЗ-1102.
Говорили и о моторе ВАЗ-21081 рабочим объемом 1,1 л, который создали в 1980‑х для экспорта «восьмерок», но делали недолго и к концу 1990‑х уже почти забыли. В планах был и двухцилиндровый дизель Steyr. В то время лицензионный выпуск семейства австрийских моторов с трудом налаживал ГАЗ. Двухцилиндровый дизель рабочего объема 1,07 л развивал 55 л. с. Правда, ни одного такого мотора в России не собрали. Заодно на выставке показали и газобаллонный вариант с бензиновым двигателем.

МЕДВЕДЬ — ШАТУН
К проекту удалось привлечь и правительство Москвы. Именно оно, как писали тогда в прессе, финансировало постройку АСМ-17285, он же — «Мишка-ЭМ». Электромобиль сделали полноприводным — с четырьмя мотор- колесами мощностью по 2,5 КВт. То есть общая мощность составляла примерно 13 л. с. Вполне нормально для тележки для гольфовых полей. Изготовили, правда, и версию с мотор-колесами мощностью по 5 КВт.
Это хай-тек — пиршество, впрочем, никак не приближало «Мишку» к серийному производству. Зато интересно было следить за причудливой миграцией проекта по городам и даже странам.
В 2002‑м вдруг заговорили о производстве на ЗИЛе. Завод уже долго и мучительно умирал. Спрос на грузовики стремился к нулю. Да и некогда знаменитые холодильники марки ЗИЛ помнили уже лишь те, у кого они еще исправно работали, в основном — на дачах. Вот в полуразрушенном уже цехе, где делали знаменитые и престижные некогда холодильники и планировали собирать новые народные автомобили. Трудно было отнестись к этому всерьез. Даже если забыть про главный вопрос: из чего собственно их собирать? Вскоре речь зашла уже о заводе БелАЗ в белорусском Жодино. Собирать там «Мишки» было бы забавно. Только абсолютно нереально.

Наконец, интерес к проекту проявила, некая краснодарская фирма «Кавказ-М». В связи с ней вновь всплыло имя американской компании Venturi Industries, которая, вроде бы, готова была к сотрудничеству. В прессе даже появились сообщения, что по этому поводу «Мишку» переименуют в Michael. Но и такая звучная метаморфоза организации производства не поспособствовала.
КЛУБ ЧЕТЫРЕХ КОНЕЙ И ТУЛЬСКОГО «МИШКИ»
И вдруг, пресса запестрела сообщениями, что за продвижения проекта взялся гроссмейстер, экс-чемпион мира по шахматам Анатолий Карпов. Писали, что именно под его патронажем в Туле возникло ООО «Мишка-Тула-Москва».
Теперь автомобиль получил имя ТМ-1131 «Туляк» и мелитопольский двигатель рабочим объемом 1,2 л, развивающий 64 л. с. Сделали образцы и с 70‑сильным мотором МеМЗ объемом 1,3 л. Речь вновь вели и газобаллоной топливной системе. Дизайн, как и основы конструкции — пространственная рама, стеклопластиковые панели и узлы серийной «Оки», принципиально не изменились.
Говорили, что лишь благодаря усилиям и авторитету Анатолия Карпова на автомобиль удалось получить одобрение транспортного средства, разрешающее выпустить и продать 150 машин с моторами рабочим объемом 1,3 л. Но 150 автомобилей, конечно, не собрали. А если б вдруг и собрали, куда их девать? «Оку» — то уже никто особо не покупал.

На этом в 2007‑м смешная и грустная история закончилась. С момента первого анонсирования громкого проекта прошло десять лет. Впору было представлять «Мишку-2». Но первый потомства не оставил…
Что еще почитать:
«Пеппи» и «Кинешма» : почему провалился проект сверхдешевого автомобиля
«Роксана», «Стилс» и крах латвийского автопрома: почему новый РАФ оказался никому не нужен
Бешеная табуретка и люкс на четырех квадратных метрах: тюнинг «Оки» — толковый, смешной и безумный
Домашний интернет от «Мегафона»: актуальные тарифы и выгоды
Лиссабон - путь в Алфаму
Без названия
Год жизни американского пехотинца во Вьетнаме
Субботнее фото. Диалог эпох на Большой Лубянке
Дайджест новинок недели: Страстные отношения и последние дни короля
Война на Украине (20.10.25): Покровск медленно но уверенно движется к своему
Во время вчерашней прогулки.
Поездка на Southampton Boat Show. Часть 10. Southampton Boat Show.

