Тверь. Площадь Славы и площадь маршала Жукова.
architectstyle — 29.03.2024Что ж, после очень долгого перерыва я возвращаюсь к повествованию об архитектуре Твери. Сегодня Площадь Славы и площадь имени маршала Советского Союза Г. К. Жукова. Каких-то особых архитектурных шедевроы там нет. Есть примечательное здание в стиле советского брутализма рубежа 60-х — 70-х и здание в стиле советского неоклассицизма. Но описать эти площади всё же стоит, хотя истории тут больше, чем архитектуры. Итак, поехали!
Площадь Славы расположена в центральной части города Твери к югу от улицы Советской. От площади исходят улицы Староворобьёвская, Бассейная, Чернышевского, Каргина, Симеоновская, через неё проходит улица Салтыкова-Щедрина. Недалеко — на площади маршала Жукова находится Академия Воздушно-космической обороны и памятник Г.К. Жукову. О ней мы поговорим позже, а сейчас немного истории.
Нынешняя площадь Славы была распланирована в соответствии с планом регулярной застройки 1760-х гг. в составе предместья. Появилась в плане после визита в Тверь (1767 г.) Екатерины II, запретившей торговлю на Восьмиугольной площади. Называлась Сенной площадью, т. к. здесь торговали сеном. На восточной стороне, немного южнее створа Бураковской ул., находились сенные весы, предназначенные для взвешивания целого воза (с сеном и без него). На площадь выходили одно- и двухэтажные в основном деревянные дома Барминой, Бураковской, Козьмодемьяновской, Симеоновской, Староворобьёвской и Чернявской улиц, в некоторых из них находились трактиры. В 1915 г. в юго-западной четверти площади была устроена артезианская скважина для добычи питьевой воды. В 1950-х гг. на площадь с улицы Чернышевского вышло здание «Калининоблобувьбыта». В 1960 г. пл. переименована в пл. Салтыкова-Щедрина в честь М. Е. Салтыкова (см. ул. Салтыкова-Щедрина). Вероятно, в 1960-х гг. прекращена торговля сеном, уничтожены весы и скважина. В 1968 г. на восточной половине площади построен областной музей комсомольской славы имени Лизы Чайкиной (в 1990-х преобразован в музейно-выставочный центр им. Лизы Чайкиной, №16 по улице Салтыкова-Щедрина). В 1986 г. площадь вновь переименовали по музею комсомольской славы. В первой половине 1980-х гг. на южной стороне площади на месте домов ул. Желябова, Жигарева, Староворобьёвской и Инструкторской построены две гнутые жилые пятиэтажки, зачисленные по этой пл. за №№ 1 и 2. В течение 1980-х гг. на западной стороне снесли большинство домов и построили, перегородившее ул. Равенства, новое здание Центрального райкома КПСС, после постройки (1988 г.) отданное под муз. школу № 1 как 2-й корпус (д. № 3). После строительства площадь выложли плиткой, проезд через неё по ул. Салтыкова-Щедрина закрли. С конца 1980-х гг. площадь служит местом проведения митингов и прочих культурно-массовых мероприятий. В 2007--2009 гг. на западной и восточной сторонах построены новые жилые и нежилые дома улиц Желябова, Чернышевского, Бассейной и Симеоновской.
Ну, а теперь давайте пройдёмся по домам.
Дом №16 по улице Салтыкова-Щедрина или музей имени Лизы Чайкиной.
На вид — типичная коробка времён советского брутализма 1970-х, но не спешите — дьявол, как всегда, в деталях. Если мы посмотрим на здание вооружённым глазом, то увидим, нет, не пять звёздочек, как в известном фильме, а крайне интересные барельефы.
Сейчас они тщательно закрашены красочкой миленького телесно-поносного оттеночка так, что сливаются с плоскостью. Когда-то было совсем не так.
Видите — на белом фасаде белые барельефы выделяются за счёт игры света и тени, задавая, совместно с окнами, ритм фасада а высокий, облицованный имитацией рускеальского мрамора, цоколь задаёт тектонику. Пожалуй, на чёрно-белой фотографии это видно даже лучше.
Да, брутализм, но уже отнюдь не тупой и не типовой. Вообще, главный архитектор проекта и главный архитектор института Севзапгипросельхозстрой Юрий Борисович Новосёлов свою зарплату получал недаром. Работал он, по преимуществу, в стиле брутализма и у него получалось. Хорошо получалось.
А само здание построено в 1968 г. хозспособом — строили сами комсомольцы.
И вот какой вопрос меня терзает — зачем нужно было замазывать барельефы? Так страшны нынешним областным властям комсомольский значок с профилем Ленина и комсомольцы-добровольцы? Так это наша история, господа. Право, не стоит украм уподобляться!
Дом №74 по улице Симеоновская.
О нём я писал здесь и повторяться, пожалуй, не стоит. Добавлю только, что среди меня это здание знаменито тем, что в нём я когда-то работал :-)
Дом №3 по площади Славы или Детская школа искусств №1.
Опять советский брутализм , но уже не столь примечательный. Да ещё фирменное тверское цветовое решение — хаки (фельдграу) в сочетании с бордовым. Кровь из глаз.
Построено здание в 1983 г. Проект разработан проектным институтом Калинингражданпроект. Фамилию ГАПа мне установить не удалось. Больше сказать мне нечего, разве что, цветовое решение следует сменить. Тогда здание вполне способно заиграть. По тектонике и ритму фасада оно, в целом, неплохое.
Дом №75 по улице Желябова.
Здание построено в 2010 г. В целом, для того времени, получилось неплохо. Здание отторжения не вызывает, не смотря на характерный для того времени стиль — общественный сортир кафелем наружу. Архитектор лично мне не известен.
Ну вот, площадь Славы закончилась. Ну, почти — на ней имеется ещё небольшой скверик.
Не смотря на то, что архитектурные шедевры площадь не украшают, в целом она смотрится довольно гармонично и приятно. Да, именно приятно — это правильное слово.
Ну а теперь перейдём к другой части бывшей Сенной площади — участку улицы Салтыкова-Щедрина с домами №1 и №2 по Площади Славы и парковкой Академии между ними.
Других фотографий я делать не стал — дома №1 и №2 воистину ужасны, а такой ракурс как-то смягчает их влияние на архитектурный облик площади. А мы переходим к последнему кусочку старой Сенной площади — площади имени маршала Жукова. Здесь, если не смотреть на дома №1 и №2 по площади Славы, царствует советский неоклассицизм.
Итак, площадь имени маршала Жукова. Представляет она собой пятачок вокруг памятника Маршалу и появилась на карте города относительно недавно — в 2016 г. с подачи начальника Тверской военной академии воздушно-космической обороны имени маршала Советского Союза Г. К. Жукова. Генерал-полковник В. Н. Ляпоров оказался убедителен (генерал-полковники вообще умеют убеждать) и безымянная площадь обрела имя.
Дом №50 по улице Жигарева или Главный корпус ВАВКО имени маршала Советского Союза Г. К. Жукова.
Прежде чем описывать архитектуру здания, думаю, стоит немного рассказать об истории ВАВКО имени маршала Советского Союза Г. К. Жукова, или, как до сих пор её называют в городе, Академии ПВО.
История этого высшего военного учебного заведения началась в 1865 году, когда именно на этом месте было развёрнуто Тверское кавалерийское юнкерское училище, готовившее офицеров, главным образом для частей армейской кавалерии, действовавших в составе, в первую очередь, Кавказской армии и, в частности, Тверского драгунского полка.
Около трети выпускников учебных заведений, поступавших в то время в кавалерийские полки, получали военное образование именно в Твери. Кроме армейской кавалерии выпускники направлялись также в иррегулярные (конные и казачьи) полки. Отдельный корпус пограничной стражи, подпоручиками в пехоту и артиллерию.
После революции 9 февраля 1918 г. в здании училища и на его средства открываются 1-е Тверские советские кавалерийские командные инструкторские курсы РККА, курсанты которых неоднократно принимали участие в самых ответственных сражениях Гражданской войны. В 1921 году Курсы реорганизуются в 4-ю кавалерийскую школу комсостава РККА. Тверская, а позже Калининская кавалерийская школа, просуществовала до 1932 г.
В 1932 г. в этом комплексе создается Калининское военно-химическое училище, передислоцированное в 1941 г. в Кострому в связи с приближением линии фронта к городу Калинину. В соответствии с приказом Народного комиссара обороны СССР № 0235 от 5 апреля 1943 г. в период с 11 сентября по 18 октября 1943 г. в Калинин из Ташкента передислоцирована Военная академия тыла и снабжения имени В.М. Молотова (современная Военная академия тыла и транспорта имени А. В. Хрулёва), переведенная в 1955 году в город Ленинград.
24 ноября 1956 г. Министр обороны Маршал Советского Союза Г.К. Жуков подписал приказ о формировании к 1 января 1957 в г. Калинин (ныне г. Тверь) Военной командной академии противовоздушной обороны. В приказе о создании академии определялась главная задача нового высшего военного учебного заведения: «...готовить офицерские кадры для замещения командных и штабных должностей в системе противовоздушной обороны всех видов Вооруженных Сил, в совершенстве знающих основы боевого применения всех родов войск ПВО и способных организовать противовоздушную оборону войск и объектов страны».
Первым начальником академии назначен Герой Советского Союза генерал-лейтенант артиллерии Петр Григорьевич Шафранов.
Вначале в академии создаются два факультета: общевойсковой – для подготовки начальников ПВО соединений и объединений и офицеров штабов (отделов) ПВО всех видов Вооруженных Сил, и реактивный – для подготовки офицеров зенитных реактивных войск. Кроме того, создаются академические курсы с отделениями: войск ПВО Сухопутных войск и Войск ПВО страны. Таким образом, с момента основания академии в основу подготовки офицеров положен и практически реализуется принцип комплексного подхода к организации и ведению противовоздушной обороны, который последовательно сохранялся на протяжении всего времени ее существования.
Одновременно с факультетами были созданы кафедры: оперативного искусства и тактики, марксизма-ленинизма, истребительной авиации, радиотехнических войск, зенитных реактивных войск, зенитной артиллерии, организации и автоматизации управления Войсками ПВО, разведки и радиопротиводействия; общетехнических дисциплин и иностранных языков.
С целью придания Академии функций многопрофильного военного учебного заведения, охватывающего широкий спектр вопросов подготовки специалистов для Войск ПВО с высшим военным образованием, в 1958 г. из Артиллерийской радиотехнической академии имени Маршала Советского Союза Л.A. Говорова (г. Харьков) в город Калинин переводится командный радиотехнический факультет. В том же году в академии организовывается очная адъюнктура для подготовки научно-педагогических кадров, создаются новые кафедры и отделение слушателей иностранных армий, на котором стали обучать офицеров из Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Румынии, Чехословакии и Албании.
В апреле 1958 г. состоялся первый выпуск слушателей, а 18 августа 1958 г. академии вручено Боевое Знамя.
Следующий этап в развитии академии тесно связан с именем Главного маршала авиации П.Ф. Жигарева, который возглавил ее в ноябре 1959 года. В этот период вместо общевойскового создается командно-штабной факультет, а реактивный факультет преобразовывается в факультет зенитных ракетных войск. На базе командного радиотехнического факультета был организован факультет радиотехнических войск.
С 1961 г. подготовка командных кадров по всем специальностям переводится на командно-инженерный профиль с 5-летним сроком обучения. В связи с этим осуществляется ряд организационных изменений, уточняется содержание учебных дисциплин, планов и программ. В самостоятельные выделяются кафедры техники ЗРВ и тыла Войск ПВО страны, часть кафедр переименовывается, а созданные ранее заочное отделение и отделение слушателей иностранных армий преобразуются в факультеты.
В конце 60-х гг. произошел переход с командно-инженерного профиля подготовки на командный с сокращением срока обучения с пяти до четырех лет. Это решение обусловлено созданием высших военных училищ, выпускники которых стали получать высшее военно-специальное образование.
В 1974 г. академия перешла на трехгодичный срок обучения. Опыт войн и военных конфликтов тех лет указал на необходимость подготовки командных кадров, в совершенстве знающих все составные части системы ПВО, способных организовать комплексную систему противовоздушной обороны. Для этого в 1977 г. в академии создается факультет авиации ПВО, что позволило обучать офицеров для всех родов Войск ПВО. Признанием больших заслуг в подготовке командных кадров и вклада в развитие военной науки стало присвоение академии 24 сентября 1974 года имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова.
С 1989 г. в академии организована подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации в докторантуре. Реформирование Вооруженных Сил не обошло стороной Военную академию ПВО. В течение 90-х годов постоянно менялась ее структура. В 1997 г. академия перешла на двухлетний срок обучения слушателей. Сокращен командно-штабной факультет и сформирован новый факультет автоматизированных систем управления для подготовки офицеров с высшим военно-специальным образованием. Зенитный ракетный и авиационный факультеты, а также факультет радиотехнических войск были объединены в факультет противовоздушной обороны. Директивой Главного штаба ВВС от 29 октября 1998 года академия переформирована в Военный университет ПВО, а Санкт-Петербургское высшее военное училище радиоэлектроники ПВО – в филиал университета.
В знак признания военно-политическим руководством страны вклада коллектива академии и университета в подготовку высокопрофессиональных кадров и разработку теоретических основ воздушно-космической обороны в 2004 г. университет был преобразован в Военную академию воздушно-космической обороны.
За вклад академии в подготовку командных и инженерных кадров для Объединенной системы ПВО государств – участников СНГ 16 апреля 2004 года решением Совета глав правительств СНГ академии был придан статус базовой организации по подготовке военных кадров для Объединенной системы ПВО.
В 2007 г. академии вручается Вымпел Министра обороны Российской Федерации «За мужество, воинскую доблесть и высокую боевую выучку».
В 2013 г. начальником академии назначен выпускник академии генерал-майор Ляпоров Владимир Николаевич.
В 2013 г. академия впервые за много лет была представлена на Международном конгрессе и выставке «Безопасность и защита личности, общества и государства». По итогам участия академия получила благодарность Общественной палаты при Президенте РФ.
1 декабря 2013 г. академии вручено Боевое знамя нового образца.
В 2014 г. академия успешно прошла процедуру аккредитации федеральных государственных образовательных программ нового поколения, программ магистратуры. По заключению Государственной аттестационной комиссии уровень военно-профессиональной подготовки выпускников соответствует требованиям федеральных государственных образовательных стандартов и квалификационным требованиям к военно-профессиональной подготовке выпускников. Этот вывод подтвердила комиссия по проверке эффективности деятельности академии, работавшая под руководством заместителя Министра обороны П.А. Попова.
В 2014 г. увеличен набор курсантов в академию. При этом подготовка специалистов с полной военно-специальной подготовкой начала осуществляться в рамках специалитета по 11 военным специальностям, 8 из которых стали новыми не только для академии, но и для Вооруженных Сил Российской Федерации.
В 2014 г. проведена объемная комплексная модернизация системы учебных центров и пунктов управления академии, отремонтированы помещения, закуплено и установлено современное оборудование и функциональное программное обеспечение, все учебные центры и пункты управления объединены в единую информационно-моделирующую среду.
Созданная в академии информационно-образовательная среда объединила библиотеки и локальные сети кафедр, факультетов, отделов, служб и активно используется для информационного обеспечения образовательного процесса.
К началу 2015 г. на базе моделирующих комплексов в академии развернут Центр оперативно-тактической подготовки для проведения компьютерных учений и игр.
В 2015 г. после долгого перерыва состоялся первый выпуск офицеров – слушателей магистратуры. С 2015 года преподаватели слушатели и курсанты стали постоянными участниками Московского международного салона изобретений и инновационных технологий «Архимед». Уже в ходе работы первого для академии Салона два инновационных проекта были награждены золотой и серебряной медалями.
Решением Совета Министров обороны ОДКБ 4 июня 2015 г. академии присвоен статус базовой учебно-методической организации по подготовке военных кадров для государств – членов Организации коллективного договора о коллективной безопасности по специальностям противовоздушной обороны.
Ну а теперь о самом здании.
Корпус построен в 1939 г. по проекту, предположительно, архитектора И. С. Юрманова — автора проекта Дома командиров Красной Армии на набережной Степана Разина. Стиль, как видите, советский неоклассицизм в его довоенном — менее пышном и более строгом варианте, хотя капители колонн уже коринфские, но, в целом, декор фасада ещё относительно скромный — полупортик центрального ризалита, 4 полупортика по фасаду в уровне 2-3 этажа, да 2 карниза, обеспечивающих горизонтальное членение фасада. И всё. И правильно — форма соответствует содержанию. Это же, как-никак, военный объект.
Дом №52 по улице Жигарева.
А вот это, как раз, остатки Тверского кавалерийского юнкерского училища. Узнаёте?
Здание построено в 1865 г. по проекту будущего епархиального архитектора Тверской и Кашинской епархии, а тогда гражданского инженера Палаты Государственных имуществ Тверской губернии Фёдорова П. Ф. От чего военное ведомство остановило на нём свой выбор, а не применило «регламентом предусмотренный» типовой проект — бог весть.
Здание стилизовано под тот переходный от барокко к классицизму стиль, что отличает центральные улицы Твери. Присмотритесь и найдёте массу отсылок к творениям П. Р. Никитина и Ф. Ф. Штенгеля.
Видите характерные замковые камни, «ушастые» наличники, рустовку, зерцала? Эдакий своеобразный поклон молодого тогда архитектора своим великим предшественникам. Интересно, чего тут больше: воли автора или воли заказчика? Теперь вряд ли можно это установить. Но получилось хорошо.
И ещё одно затруднение у меня — к какому стилю отнести стилизацию под барокко, выполненную во 2 половине XIX в.? Пусть будет тверская эклетика — это достаточно удобный мешок, в который многое можно впихнуть.
Памятник маршалу Советского Союза Г. К. Жукову на площади имени маршала Советского Союза Г. К. Жукова.
Глядя на это мне трудно удержаться от русского военно-командного языка, именуемого в просторечии матерным. Авторы сего поделия: Е. А. Татишвилли из Конаково и В. И. Винченко из Санкт-Петербурга, по моему скромному мнению, которое хрен оспоришь, просто халтурщики. Да гипсовые Ильичи, которых штамповали конвейерным способом во времена оны, и то более выразительны. В них хоть какая-то пластика есть, движение... Да ещё и серебрянка, в каковую красили тех же Ильичей. Да ещё истукан имеет портретное сходство с актёром Михаилом Ульяновым, а отнюдь не с маршалом Жуковым. Повбывав бы! Судя по всему, жанр уличной скульптуры у нас в стране, если не умер, то лежит на боку и очень слабо шевелит жабрами. Грустно, девушки...
Стоит памятник здесь с 1995 г. К авторам архитектурного решения В. А. Давыдову и С. Н. Семёнову претензий нет — что им дали, то они в центр композиции и поставили.
|
</> |