Ирина Измайлова «Собор. Роман о петербургском зодчем»
kagury — 15.06.2025

У меня что-то постоянно выходят слишком длинные рецензии. Читать их утомительно. Понимаю. Поэтому здесь напишу сначала коротко.
Это хорошо и интересно написанный исторический роман, в котором есть «и жизнь, и слезы, и любовь» и даже немного архитектуры на заднем плане. Насколько изложенное соответствует историческим фактам – не знаю, в истории никогда сильна не была, блох ловить не люблю, но остается впечатление, что не особенно. Даже в общей атмосфере книги 19 век не особенно-то ощущается, несмотря на упоминание десятка другого реальных исторических лиц, начиная от императоров и заканчивая Крыловым и Пушкиным.
Но вот читается очень легко, повествование увлекает с первых страниц и держит внимание до последних. И вы точно не забудете после него, кто построил Исакиевский собор. В общем, вроде сплошь плюсы. Но мне при всем этом роман не понравился и оставил неприятный осадок. Почему?
Честно говоря, вот даже не знаю, как относиться к этой книге. Вообще, мне хочется ее обругать. Но это было бы несправедливо. Потому что написана-то она хорошо! Последнее время я как-то разучилась наслаждаться толстыми книгами, но эту читала пару недель почти с неослабевающим интересом. Это реально затягивающий текст, со множеством сюжетных поворотов, событий, людей, диалогов. Прочитав ее, вы точно на всю жизнь запомните, что создателем Исакиевского собора и Александрийского столпа был Огюст Монферран, и что купол собора расписывал Карл Брюллов. В общем, тоже польза. Но это практически единственные факты. Остальное – в той или иной степени фантазия автора. Несомненно имеет право. И внешне все получилось красивенько. Но вот подкладка этой фантазии мне не понравилась.
Начнем с того, что если вы ждете книгу о соборе, то вам не сюда. Нет, он конечно, присутствует чуть ли не с первых строк – сначала в мечтах юного Огюста Рикара (он еще не Монферран), затем в его планах, и постоянно будет маячить в виде задника декорации – строительство шло около 40 лет, и все это время мы будем следить за жизнью архитектора, который каждый день ходит на работу. Но что удивительно, все, что сказано про собор – это общие слова.
Причем, это тем более странно, что автор книги (как я потом уже прочла) – около 10 лет была экскурсоводом и научным сотрудником в Исакиевском соборе. Казалось бы.
Признаюсь, я ждала гораздо более интеллектуальной книги, но увы. Ни анализа проектов, ни технологии строительства, ни подходов к внутреннему убранству – про это нам ничего не расскажут. Из книги непонятно, почему выбрали проект Монферрана – про это ничего толком не сказано, выбрали и выбрали. А ведь молодой архитектор, неизвестный, иностранец, и главное - ничего еще не построил! Одни рисунки. Но ведь доверили же! Вот вы бы доверили?
Много вопросов, связанных с собором, просто повисает в воздухе. Как вписали в собор старый алтарь (это было одним из условия проекта – сохранить основание прежней церкви)? Как боролись с влажностью – фундамент, подвалы, стены? Сделали ли в итоге обогрев при помощи калориферов? Чем закончилась идея с мозаикой вместо фресок? Как полировали вручную волонны?
Все, что автор готов поведать вам о строительстве собора – это то, что там было много лесов, по которым, «как белка скакал Монферран», тысячами гибли рабочие, до которых никому, кроме опять-таки Монферрана, не было дела (но он конечно, не виноват), и что собор – это величайшее строение гениального архитектора. На этом все. Немного для 700-страничной книги, правда?
Остальное в романе – это бесконечное обожание месье Огюста, единственного на всю Россию благородного, чуткого, заботливого и внимательного человека. Который постоянно всех спасал, жалел, обнимал, давал в долг денег, прощал всякие гадости и вообще удивительно, как не вознесся на небо прямо с лесов. Образ его именно такой.
Понимаю, звучит ядовито. Но когда весь роман тебя пытаются убедить, какими недостойными людьми на фоне продвинутого француза Монферрана были русские дворяне, то как-то это начинает несколько раздражать.
Однако же месье Огюст (даже в рамках этой книги, полагаю, что в реальности краски гуще) человек не самый милый: сначала бросил проигравшую родную страну, подлизавшись к русскому императору и устремился за деньгами в Россию – офигенно патриотичный поступок. Затем десятилетиями скрывал от общества свою гражданскую жену Элизу (балы? Какие балы?), подумывая о том, а не жениться ли на ком-нибудь в России, чтобы обеспечить себе хорошее приданное. Элиза (которую нам рисуют в первой части книги независимой и решительной женщиной), кстати, все это терпела, аки святая, потому что любила(?), да еще и умудрялась спонсировать мужа (все вопросы к автору). При этом писательница Огюста постоянно понимающе обнимает - гений, что с него взять.
Ну и опять-таки. Да, собор. Но Монферран же брал и другие заказы, строил дома, например. Но про них чуть больше, чем ничего. И это в книге про архитектора! Зато упомянутые выше «и жизнь, и слезы, и любовь» - в количествах на пару сезонов сериала.
В общем, если любите погружаться в лично-семейное, саги и просто всякое про жизнь, это идеально. Если же хотите про архитектуру, то из пары хороших постов в жж можно узнать раз в десять больше интересного, чем из этой книги.
Навскидку:
https://pantv.livejournal.com/743104.html - много фактов о постройке в цифрах и с картинками
https://sibved.livejournal.com/286819.html - гравюры, посвященные строительству собора
https://troll-lol-o.livejournal.com/473805.html - про все цервки на месте нынешнего собора
Ну и, справедливости ради, не так уж прямо и красив Исакиевский собор. Внутри – да, он производит впечатление за счет непривычного использования разных камней – малахит, лазурит, гранит, мрамор, яшма и прочее, а вот снаружи – довольно тяжелый, приземистый, мрачный, не так, чтобы прямо гениальность сочилась изо всех его стен. Дорогой долгострой.
P.S. Насчет блох. Я обычно не замечаю. Но тут есть момент, когда слуге ссадину заклеивают пластырем – начало 19 века, если что. Удивилась. Не удержалась – проверила. Не было тогда пластырей. Это примерно, как если бы Огюст постоянно прихлебывал из пластиковой бутылки.
Ну и для любопытных.
https://ridero.ru/books/sobor_prepodobnogo_isaakiya_dalmatskogo/freeText/#freeTextContainer – перевод книги самого Огюста Монфферрана о соборе. С картинками, гравюрами и пояснениями. Такая же, кстати, есть про Александрийский столп.
Ну и до кучи: сравните Исаакий и Пантеон. К слову об оригинальности (нет!) замысла.

Какие бывают подшипники: обзор шариковых, роликовых и игольчатых моделей
Рождество 2025. Польша.
Уже на воду дую?
Книги
Реклама, однако
Осенняя кухня: яблочный пирог
Наука установила причину странностей в поведении кошковладельцев
ЗЕЛЁНЫЙ ПОЯС НАТАШИ
Добрая трапеза

