"Три сестры". Подтексты, литературные параллели
chitate_li — 31.05.2020 В школе я ничего в этой пьесе не поняла. В пьесе ведь значительная часть содержания идёт подтекстом, да ещё и не одним, а чуть ли не тройным. А тут с возрастом увлеклась перечитыванием Чехова. Задумалась.Первый явный слой, судя по школьным сочинениям, такой.
Три прекрасных образованных воспитанных интеллигентных женщины и прекрасный образованный воспитанный интеллигентный молодой человек хотят уехать в Москву, но у них ничего не получается. Молодой человек неудачно женится на весьма отрицательной девице, которая постепенно пригребает к рукам дом семейства, а сестёр потихоньку выживает. Обывательская мещанская среда выдавливает интеллигенцию.
Теперь читаем подтекст.
Дом
11 лет назад сестры Прозоровы приехали в этот дом. 11 лет --- это в сущности, ничего. За это время дом можно разве что только-только обжить и приспособить. И этот дом они ненавидят и стремятся его поскорее продать и из него сбежать. Это не Наталья их вытесняет. Их вытесняет сам дом. Потому что они чужие для него. Дом требует внимания и любви к себе, к земле, на которой он стоит. Сёстры же вспоминают только бурные вечеринки со множеством гостей.
Кто заботится о доме? Кто набирает прислугу, кто следит за хозяйством, поддерживает порядок? Только Наталья упоминает какие-то вещи, связанные с уходом за домом. Остальные выше этого. Они философствуют. Но чистить туалеты --- это явно не входит в обязанности и увлечения дам.
Срубить деревья, как хочет Наталья, --- это ужасно. Но кто из сестёр упоминает хотя бы о желании посадить цветы? Растут деревья --- и ладно. Берёзы, ели --- всё растёт само, за ними не нужно ухаживать, не нужно трудиться.
Дети
За 11 лет в доме не появилось ни одного маленького персонажа. Первые дети --- это дети Андрея и Натальи. Ни одна из сестёр не озаботилась возможностью завести детей, они не понимают детских надобностей, это для них отягощающая обязанность, к нуждам детей они прислушиваются лишь постольку поскольку это принято.
Будущее возможно только когда продлеваешь себя в него. У сестёр этого будущего нет, они к нему и не стремятся. Дому же нужна новая жизнь, новые люди. Иначе он будет разрушаться. Ещё и поэтому дом вытесняет чужих и пришлых и принимает Наталью.
Образ Наташи --- это ведь полемика с Толстым. Наташа --- это Наташа Ростова! Вначале скромная и робкая, потом повзрослевшая и взявшая на себя роль хозяйки.
"Война и мир": "Она пополнела и поширела, так что трудно было узнать в этой сильной матери прежнюю тонкую, подвижную Наташу. В ее лице не было, как прежде, этого непрестанно горевшего огня оживления, составлявшего ее прелесть. Теперь часто видно было одно ее лицо и тело, а души вовсе не было видно. Видна была одна сильная, красивая и плодовитая самка."
"Три сестры": "Она честная, порядочная, ну, добрая, но в ней есть при всем том нечто принижающее ее до мелкого, слепого, этакого шершавого животного."
Заметим, что Наталья весьма внимательна к своим детям. Замуж выходит, заметим, за Андрея. У которого есть сестра Мария. На Болконского намекает Чехов? Что было бы, если бы. "Наталья с Андреем любили друг друга, поженились и были несчастны".
Параллель Натальи с Протопоповым/Наташи с Курагиным.
У Толстого Наташа --- положительный персонаж, у Чехова --- отрицательный.
Деньги
Почему сёстры и брат не едут в Москву? Это не загадка. Истина проста и элементарна. У них попросту нет денег. Ехать не на что. Все эти "гости" --- остатки былой роскоши. Поэтому они с восторгом говорят о работе --- раньше, дескать, это не признавалось хорошей нотой для дворянства, а мы это любим. Андрей замечает сёстрам: "у вас есть жалованье, а что у меня?" То есть, умирая, генерал Прозоров не оставил детям приличного наследства. Вот им и приходится работать. Но много ли заработаешь учительницей гимназии или телеграфисткой? Во всяком случае, не столько, чтобы содержать большой двухэтажный дом с прислугой. Наряды, туалеты, праздники стоят денег. Сестрам, вероятно, хватает денег в лучшем случае на модные шляпки. Где взять деньги Андрею? Игра. Не везёт, он только проигрывает и глубже увязает.
Мечта о профессорстве --- наивна с самого начала. Ни словом, ни знаком он даже не намекает, в какой области науки он собирался профессорствовать, чем заниматься, ни слова о своих научных интересах. Это исключительно расхваливание самого себя "а вот был бы у меня миллион" без реального таланта и работы.
Так где они берут деньги? А только ли по любви женился Андрей? Почему Наташа сочла возможным забрать все деньги от закладывания дома?
Так это, видимо, на её деньги ведётся хозяйство, обслуживается и ремонтируется дом, нанимается прислуга. С её протекции и с её знакомств Андрей занимает какие-то должности и места. Кто из сестёр вкладывается столь же весомо? Поэтому и Андрей молчит --- не от бесхарактерности, а от того, что он понимает правоту Наташи. Поэтому и сёстры не говорят ни слова, ужимаются в одну комнату при просьбах Наташи --- им нечего сказать и нечего возразить. Только Маша что-то возражает --- но она живёт отдельно, с солидным мужем, бездельничает, и, видимо, не понимает денежных сложностей дома и семьи.
Воспитание и образование
О своём воспитании они боятся вспомнить. Отец их прижимал так, что Андрей как на свободу вышел после его смерти. Но, похоже, деньги считать, а тем более зарабатывать он их толком не научил.
Воспитанные и интеллигентные дамы, при которых Андрей стесняется и слово сказать, они задавливают его своим авторитетом.
Воспитанные, интеллигентные и тактичные дамы не стесняются сделать в глаза замечания насчёт одежды девушке, невесте своего брата, пришедшей в гости. А ведь невест у него при его застенчивости не ахти как много. Считается, что у этих дам должен быть высокий вкус, Наталья должна их послушать. То есть это не бестактность сестёр, а свидетельство их высокого положения. В последнем действии подобное замечание насчёт одежды одной из сестёр показывает, оказывается, властолюбие Натальи. Дамам публика прощает бестактность, Наталье --- нет.
Отношение к прислуге. Наталья кричит на пожилую старуху и фактически выставляет её из дома. Называет воровкой. Анфиса поселяется при квартире Ольги и расписывает как ей там хорошо --- ведь у неё отдельная комната и кроватка(!).
Чувствуется здоровый житейский юмор. Тридцать лет прожила пожилая служанка в семействе, няня, воспитывала детей. За все тридцать лет семейство не выделило ей отдельной комнаты. Кто платил ей жалованье в доме? Ольга с её зарплатой учительницы? Или Наталья со своих средств (при том, что дел Анфиса уже никаких не делает)? Или вовсе не платят? Немудрено, что ей приходилось брать что-то хозяйское, что Наталья сочла воровством... Но Наталья ли довела её до такого состояния?
Кстати, насчёт тонкого воспитания Ольги.
"Ольга. Всякая, даже малейшая, грубость, неделикатно сказанное слово волнует меня…"
(Это когда она поссорилась с Наташей из-за няньки.)
Но... если бы её действительно волновала грубость, то Солёному, с его шуточками про съеденных детей, отказали бы от дома ещё до начала пьесы. Речь тут идёт, конечно, о власти, о том, кто в доме хозяин.
Вспоминается Честертон, "Алиби актрисы": "В вашем театре мне все рассказывали, какая она тонкая и деликатная и насколько она духовно выше бедняги Мандевиля. Но все эти тонкости и деликатности сводились в конце концов к тому, что она — леди, а он — не джентльмен. Знаете, я не совсем уверен, что в рай пускают именно по этому признаку."
Адюльтер
Два адюльтера мы видим. Наталья с отсутствующим на сцене Протопоповым. Это ужасно, как Андрей этого не замечает, почему не скажет ни слова. Почему-почему... Деньги где-то брать же нужно! Не от сестёр же. Мужа как-то продвигать по службе нужно! Сам он, похоже, служебными достоинствами не отличается. Страшное дело --- интрижка Натальи, всеми осуждается.
Что же касается романа Маши --- о, это любовь! Как ужасна судьба, что разлучает столь любящие сердца, Вершинина и Машу.
Ну тут всё очевидно. Сёстры не выглядят теми, кого "выдают замуж родители". Они достаточно самостоятельны, чтобы выходить замуж по собственной инициативе. Маше некого винить, кроме себя самой. Машу привлекают только недоступные ей люди. Был муж недоступен, далёк и велик --- был нужен. Как стал своим --- сразу понадобился кто-то другой. Появился недоступный Вершинин --- увлеклась им, хотя уж свободных мужчин в округе --- пруд пруди.
Вершинин же --- типичный пикапер. Из трёх сестёр выбирает для романа исключительно замужнюю. Чтобы не было проблем с продолжением отношений. Конечно же, он женат (чтобы не было проблем с продолжением отношений), конечно же, неудачно (чтобы продемонстрировать возможность отношений), конечно же, у него две несчастные дочки (чтобы доказать, что продолжения отношения совсем невозможны). У него, небось, в каждом городе такой печальный роман. Он даже писать не обещает.
Но мнение публики однозначно: у Маши священное и одобряемое чувство, у Натальи --- мерзкий и пошлый адюльтер.
И ещё моментик. Роль Чебутыкина, военного доктора. К нему нежно относятся все четверо, и не требуют плату за квартиру. Он любил их мать и он уходит от разговора, когда спрашивают, любила ли она его. Он разбивает часы их матери и при этом не выражает чувства вины. А ещё мы знаем, что генерал очень строго относился к своим детям. Он, конечно, военный, ему свойственно должно быть такое отношение. Но...
Не Чебутыкин ли является отцом всех четверых или кого-то из них? Ирину он любит больше других. При этой мысли начинаешь вглядываться в пьесу значительно внимательнее, например, какие-то черты характера четвёрки выглядят переходящими по наследству.
Филифьонка и Федотик. Ожидание катастрофы
После того, как прочитала "Филифьонку в ожидании катастрофы" Туве Янссон, стал более понятен эпизод с пожаром у Чехова. В этом рассказе после многочасового ожидания чего-то ужасного приходит ураган. Сначала ветер просто производит беспорядок в доме. Филифьонка сидит на берегу и думает:
"Имущество, которое перебито, переломано, перепачкано сажей и залито водой... Неужто ей предстоит все это приводить в порядок, клеить, латать, искать недостающие куски, и так неделя за неделей...
Стирать, гладить, красить, огорчаясь при этом, что не каждую вещь удается починить, постоянно думая, что как ни старайся, а все равно останутся щели и трещины, и что раньше все было намного красивее... А потом расставлять эту рухлядь на прежние места, в тех же самых мрачных комнатах, по-прежнему убеждая себя, что это и есть домашний уют..."
А потом приходит смерч и уносит весь дом целиком.
Она видела, как, кружась в воздухе, улетает ее мебель. Видела, как уносятся прямо в небо все ее безделушки, все ее вещицы: салфеточки, фотографии родственников, чайнички, бабушкин молочник, скатерти, вышитые шелком и серебряной нитью, - все, все, все! И она в восторге подумала: "О, как прекрасно! Что значит бедная маленькая Филифьонка по сравнению с великими силами природы? Что после этого здесь можно чинить! Ничего! Все в доме прибрано и выметено!"
<�…>
И усевшись на песок, Филифьонка смеялась до слез.
Сравним с пьесой, после пожара:
"Федотик (танцует). Погорел, погорел! Весь дочиста!
Смех.
Ирина. Что ж за шутки. Все сгорело?
Федотик (смеется). Все дочиста. Ничего не осталось. И гитара сгорела, и фотография сгорела, и все мои письма… И хотел подарить вам записную книжечку — тоже сгорела."
Этот эпизод тоже не просто так.
Сестры хотят уехать, избавиться от той жизни, которую ведут. Внешне всё выглядит так, как будто их засасывает провинциальный город. На самом деле: Ольга освобождается от дома. Маша освобождается от Вершинина. Ирина освобождается и от Тузенбаха, и от дома, и от семейства. Военные уходят из города. В финале сёстры освобождаются от всего, что их сдерживает в прежней жизни, может, хорошего, может, плохого. И получают то, чего хотели вначале, --- возможность строить жизнь по-новому. Поэтому часто финал, несмотря на кажущийся пессимизм пьесы, и выглядит таким оптимистичным в ряде постановок.
И отдельные мелкие наблюдения
Гениальность Чехова в том, что он создал канву и оставил массу свисающих паутинок, из которых режиссёр может плести всё, что угодно. Вся эта куча реплик, не несущих внешнего смысла --- их можно произносить с любой интонацией, от свирепого гнева до отчаянной страсти. В них можно вкладывать любые чувства, и всё подойдёт по смыслу. Можно трактовать всё, что угодно, как угодно и придумывать любые отношения, и ничто не будет противоречить сюжету. Вот, например, ещё несколько моментов.
----------------------------
Ольге нравятся все мужчины, которые нравятся Маше, и она в ярости, что Маша их у неё каждый раз отбирает, не зная, куда девать. Когда Вершинин видел "трёх девочек-Прозоровых", Ольга была уже не такой уж маленькой (лет 15-17), и когда он был "влюблённым майором", она была влюблена в него. Вряд ли взаимно, а может быть, пара взглядов-то и была. А теперь Вершинин приехал, на Ольгу --- ноль, а роман затеял с Машей. Ольга ничего и слышать об этом не хочет, и рада, когда он уезжает.
----------------------------
Ольге нравится Кулыгин (не зря оба работают в гимназии и занимаются одним и тем же делом), она бы сама вышла за него замуж, но когда-то его завлекла Маша, и теперь Ольга сердится, что Маша его не любит.
----------------------------
Ещё параллель. Кулыгин у Чехова и Кулигин из "Грозы". Что произойдёт, если Кулигина признают с его изобретениями и дадут ему место, которого он заслуживает, учителя в гимназии, а также красивую жену. Только его Чехов оставляет положительным, пожалуй...
-------------------------------
И капелька эпатажа напоследок. Солёный --- гомосексуалист (не даром он опрыскивается духами чуть что), и на самом деле ему нравится Тузенбах, которого он убивает из ревности к Ирине (сарказм).:)
|
</> |