Перечитывая "Вишнёвый сад"

топ 100 блогов chitate_li14.05.2020 Конспирологические теории.

Так ли непрактична Раневская?
Стандарты обсуждения школьного сочинения: Раневская - непрактичная, оторванная от жизни женщина, которая не умеет заботиться о деньгах.
Так ли?
У неё самые шикарные наряды во всей пьесе (подразумевается, во всяком случае). Это она ездит в Париж и живёт за границей пять лет. Это она забирает все деньги в конце. Только она сорит деньгами при всяком удобном и неудобном случае.
Хто тут непрактичный?

Она переживает из-за своего имения. Из-за сада, своей невинной молодости. И, как мудро замечают пишущие школьные сочинения, пальцем не шевельнёт, чтобы что-нибудь сделать. Она не находит денег ни на дом, ни на домочадцев. Это Аня и Варя страдают из-за отсутствия денег. На себя Любовь Андреевна находит деньги всегда.
Кстати, разница в возрасте Ани и Вари - 7 лет. Варю взяли в дом не только из соображений благотворительности. Няня умерла - говорит Гаев, вероятно, няня и 17 лет назад была не очень молода. А семилетняя девочка вполне годится в бесплатные няньки. А потом ещё и заботливой бесплатной экономкой становится. Непрактичность, говорите?

"Этот старый дом надо сломать, а вишнёвый сад вырубить" - говорит Лопахин. "Как можно" - думаем мы вместе с Раневской и Гаевым. А то Раневская не видит, что этот дом - старый. Она привыкла к Европе, Парижу, горячим ваннам, кружевам и белью - ей ли не видеть, что в доме наверняка протекает крыша, прогнили полы и туалет на улице.
И кому - ей? - предлагают заботиться о нём? Чинить крышу, искать рабочих? Да это будет без толку, даже если бы она и взялась за это. Если она или Гаев возьмутся это делать, они будут это делать плохо.
А сад? Вишней торговали в дни молодости Фирса. Всё остальное время наслаждались цветом. То есть вишни уже несколько десятилетий растут бесконтрольно. Вы когда-нибудь видели вишнёвое дерево тридцати-сорокалетнего возраста? А пробовали с него вишни рвать? Это невозможно. Ветки снизу быстро отмирают, вишни растут только на верхних ветвях, куда нельзя дотянуться ни руками, ни с лестницы. Стряхивать их нельзя, они нежные. Срывать по одной - замучаешься. Выход только один - рубить старые деревья, оставляя молодые побеги и вишню срывать с молодых побегов.
"Вырубить старый вишнёвый сад" - это не только уничтожить, но и спасти его. Дать возможность расти молодым побегам.

Короче говоря, реально имение не приносит дохода. Оно давно уже приносит только убытки и заботы. И Раневская, не шевельнув пальцем, делает так, что убыточное, разорённое, обременённое долгами и юридическими проблемами имение переходит в руки старого друга семьи. Который выкладывает огромные деньги (90 тысяч сверх неизвестного долга). Которое надо приводить в порядок, вкладывать в него ещё деньги, ресурсы, труд, время, силы, вставать в пять утра... И Лопахин, грохнув уймищу денег в азарте аукциона, ещё и радуется, что так удачно всё получилось!

Лопахин влюблён в неё. Причём он любит её не платонической любовью, как подчёркивают в советских постановках, а вполне самой настоящей. Лопахина почему-то играют такие солидные мужчины. А ведь он довольно молод. Вряд ли сильно младше Раневской. Когда ему было 15, ей было лет 25-30. Если Гаеву 51, Раневская несколько младше, она всё-таки ещё сильно на гормонах, допустим, 45-47. Лопахину лет 30-35. Не только Раневская идёт на безумные поступки ради любви, Лопахин тоже.

Раневская привыкла обольщать и влюблять в себя. Практически все комментаторы игнорируют слова Гаева о её порочности. Она никогда не отличалась добропорядочностью. Да, кстати. Если ей 45, а Ане 17, то выходит, что первого ребёнка она родила в 28 лет, а то и позже? Вообще-то для женщины 19 века это поздно. А что она делала до этого времени? Сидела в библиотеке? Училась в университете? Зарабатывала телефонисткой на жизнь? Она была девицей красивой, богатой, знатной, не склонной к интеллектуальным занятиям и не особо добродетельной. Такие долго в девках не засиживаются. Она вышла замуж, причём по любви (капризу или страсти). Собственно, у меня вопрос возникает - а где остальные дети? Кроме Ани и погибшего Гриши? Вероятно, не первый раз сталкивается Любовь Андреевна со смертью детей.
Да, о детях. Она так сильно переживает из-за смерти Гриши, бедная, несчастная женщина, смерть единственного сына, не может видеть реку, в которой он утонул. До того переживает, что сбегает за границу на пять лет, живёт там с любовником, бросив живую и настоящую 12-летнюю дочь на кого попало. Очень любящая детей женщина, м-да.
Другое тут что-то...

Например, Петя Трофимов. Бывший гувернёр Гриши. Это с Любовью Андреевной спешит встретиться Петя, приехав заранее, живя в бане, прибежав пообщаться ещё до того, как все распаковали вещи, приняли душ, выспались с дороги. Не очень великосветское поведение для гостя?
Вероятно, когда-то она давала ему авансы, и возможно, что и не очень безобидные. А почему утонул мальчик? У него был гувернёр, почему он не присматривал за ним? Может быть, был занят тем, что любезничал с хозяйкой? Вряд ли, тогда бы тоже чувствовал свою вину в смерти мальчика. Или гувернёра перед этим уволили? Не за те ли самые авансы? Роман между ним и Раневской очевидно есть, они и ссорятся в пьесе как старые влюблённые "Между нами всё кончено". Неясно, правда, какого уровня роман, дело до интимных отношений, похоже, не дошло, но роман определённо есть.

Но сейчас у Пети нет и не может быть денег. А у Лопахина они есть. И он тоже влюблён в неё. Она, не шевельнув пальцем, впарила ему за безумную сумму убыточное имение. Возможно, намекнув, что "порядочная женщина стоит гораздо... гораздо дороже..." Лопахин, возможно, думал, что сможет за эти деньги купить не только имение... но и саму женщину. Кстати, возможно, что и смог. Отчего Раневская горько плачет при сообщении о продаже имения и так спокойно спит после? Ей нужны деньги на Париж. Денег ярославской бабушки надолго не хватит. А тут такой... довольно надёжный источник. А возможно, Раневская и не берёт на себя особых моральных и финансовых обязательств. Расчёт практичен. На первое время хватит. Бабушка стара, вряд ли проживёт долго. Можно рассчитывать на наследство. А потом... потом имение начнёт приносить Лопахину деньги, и очень даже не исключено, что пары мягких намёков будет достаточно, чтобы взять прекрасную даму в качестве компаньона с долей прибыли.


Ривьера и Ментона как курорты
Название "Ментона", где у Раневской была дача, мне поначалу ничего не сказало. Однако при перечитывании "Чайки" натыкаешься на цитату из Мопассана, "На воде". Так вот, буквально тремя страницами далее этой цитаты Мопассан описывает как раз Ментону:
"Ривьера — это не только восхитительный, благодатный край, но и больница мира и цветущее кладбище европейской аристократии. Грозный, беспощадный недуг, ныне называемый туберкулезом, недуг, который подтачивает, сжигает и губит тысячи человеческих жизней, словно нарочно избрал этот берег, чтобы приканчивать здесь свои жертвы.
Как должны проклинать его во всех уголках земного шара, это чудесное и зловещее побережье, преддверье смерти, благоуханное и теплое, где столько семейств <�…> похоронили кого-нибудь из близких<�…>
Мне вспоминается Ментона, самый жаркий, самый целительный из земных курортов Ривьеры. Как в городе-крепости на окрестных высотах виднеются форты, так с этого берега обреченных видно кладбище, раскинувшееся на холме.
С кладбища, если взглянуть налево, открывается вид на Италию до выступа берега, где белые дома Бордигеры сбегают к морю; если взглянуть направо — до омываемых волнами лесистых склонов мыса Мартен."
Образ хитрой хищницы развеялся, и снова появилась несчастная женщина. Её ненаглядный болен туберкулёзом, ему нужно жить в мягком климате, а Раневской нужны деньги на мягкий климат.
Нет, не совсем развеялся. Имение находится в южных губерниях, более того, в черте осёдлости (еврейский оркестр, играющий на балу), Варя оттуда хочет идти пешком в Киев, а вишню возами возили в Харьков или Москву.
У них там Крым рядом. Всесоюзная здравница. Зачем ехать на Ривьеру тем, у кого Крым под боком? Разве что это тогда была заброшенное и не туристическое место...


Несколько слов о Пете и Варе.
Петя, чтобы держаться поближе к Раневской, заводит роман с Аней. Но - заметим - без обязательств! "Мы выше любви!" То есть даже без обязательства интимной жизни. Петя не просто "попусту болтлив". Петя до предела свободолюбив. Он принципиально не хочет связывать себя ничем: ни деньгами, ни любовью, ни чинами, ни службой, ни научной карьерой. Петя даже живёт по приезду в бане, "чтобы никого не стеснять" - и, видимо, по максимуму ни от кого не зависеть. Он не неудачник, как нам сейчас кажется, у него нет признаков осознания неудачливости своей жизни (жалобы на жизнь, как у Епиходова; выклянчивание подачек, как у Симеонова-Пищика). Петя - осознанный дауншифтер. Вероятно, анархист.
А бедная влюблённая Варя... Варе - вы заметили? - Лопахин тоже не нужен. Они расстаются, выдохнув с облегчением, оба. Единственный, о ком она думает - это Петя. "Аня! Аня!" - тревожно ищет она их в конце второго действия. Нет. Это Петю она ищет, и боится, как бы они не оказались вместе. Петя тоже ехидничает: "Всё лето нас преследовала, как бы мы не влюбились друг в друга". Пете Варя отвечает самыми едкими колкостями и самыми обидными словами. В него она швыряется чужими галошами, ему, в конце концов, подаёт его собственные, старые и грязные, и расстроена их состоянием.
Фильм 1976 года разъясняет сцену с галошами: сначала Варя предлагает Пете новые галоши. Но Петя отказывается, говорит, что они чужие. И только потом, когда Петя уже обыскался, со слезами отдаёт ему его галоши. Вероятно, она сама купила их для него (несмотря на то, что у неё почти нет собственных денег). Но Петя отказывается ото всех подарков, и не только Вариных.
Варя плачет, когда Лопахин не делает ей предложения, но не этим она расстроена. Она почти и не заметила отсутствия этого предложения, она даже ведёт себя так, чтобы это предложение было ей не сделано, отворачивается, делает вид, что что-то ищет. Богатство - это привлекательно, но ей нужнее бедный студент, а не богатый предприниматель. Наиболее Петина проповедь свободы близка ей, а не Ане: Аня ещё не знает, что такое ответственность и экономическая зависимость, а Варе уже 24, и она знает это на своей шкуре. Она сама хотела бы ходить паломницей по миру, не завися ни от чего. Но вот не выходит.


Опять нет повода не выпить
Ещё один скрытый слой в пьесе - алгоколизм. Муж Раневской, Гаев с трясущимися руками. Единственная бутылка шампанского, которую удалось купить Лопахину, и которую выпивает Яша. С алкоголем связаны все, кто окружает Раневскую. Сама она не похожа на выпивающую. Наверное, она сама действует как алкоголь на всех окружающих, опьяняя всех, заставляя забыть о текущих проблемах, отодвинуть их подальше. Протрезвление наступает позже, но пока она рядом, никто не видит дальше окна с цветущими вишнями...

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Папа очень долго работал зав РОНО. Школу любил искренне. Детей тоже. Особенно мальчишек! Сколько было школ в районе? Предположу, что штук 20. Все 8- летки. Проблемы были с учителями по немецкому. Других языков не было. Как правило, местных направляли. Но с прочерком по инязу- такого не ...
1. Обычно, когда надо сохранять изображения со страниц сайта, вы кликаете на них правой кнопкой мыши, а затем ищете среди прочих пункт Сохранить рисунок... Но есть более удобный способ – удерживая Ctrl, кликните на картинку, чтобы сразу вызвать ...
К аэропорту Остафьево проложат шестиполосную магистраль. Новую трассу проложат к аэропорту Остафьево. Дорога пойдет от поселка Газопровод на юг через ...
Пришла пора поговорить про пищевую промышленность Москвы. Мне откровенно надоели разговоры, что у нас ничего не производят, так что поговорим о том, что из продуктов делают в Москве, городе далеком от села и вообще имеющего репутацию «офисов, банков и госучреждений». В Москве п ...
О немцах я более хорошего, нежели дурного мнения, но вместе с тем не могу не признать за ними один (и весьма крупный) недостаток — их слишком много. Вольтер. После того как родители вернулись из очередного круиза, папаша весь мозг просверлил на тему того, насколько в Германии вку ...