![](/media/images/top/preview/img-fotkiyandexruget31237274849441e40_2304ef_362e08e9_XXXL.jpg)
Третья ипостась Кольца Б
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Вместо дорог – земляной ров и вал, усыпанный частоколом. Старомодно, но на то время крайне эффективно, ведь именно так и представляли чертеж защитных укрепительных сооружений вокруг Москвы архитекторы 16-го века.
![Садовое-11.jpg Садовое-11.jpg](https://img-fotki.yandex.ru/get/31237/27484944.1e4/0_2304ef_362e08e9_XXXL.jpg)
Садовое кольцо, которое известно как Кольцо Б, сегодня представляет собой транспортную магистраль, которая проходит вокруг исторического центра столицы. Ее длина составляет 16,6 км, ширина – 60-70 метров.
История возникновения Садового кольца относится к 16-му веку, когда Москва, оправившись после опустошительного набега орд крымского хана Казы-Гирея, начинала активно отстраиваться. По периметру города начали возводить огромный земляной вал, длина которого составила около 16 км. Поверх вала установили пятиметровую дубовую стену. С наружной части возле вала вырыли ров, который потом заполнили водой. Позже этот район стали называться Деревянным, а, затем, Земляным городом (тут селились крестьяне, мелкие торговцы и ремесленники).
![Третья ипостась Кольца Б sadovoe_kolco Третья ипостась Кольца Б sadovoe_kolco](http://ic.pics.livejournal.com/demkristo/13509119/897800/897800_900.jpg)
Простояла стена, впрочем, недолго, во время Великой Смуты дубовые стены и башни сгорели, на их месте становили новый частокол -острог, который простоял до 17-го века, выполняя скорее роль таможни, чем защитного сооружения. Перед въездами в ворота появились рынки.
Окончательно все постройки на Земляном валу сгорели в пожаре 1812-го года. Согласно проекту восстановления Москвы, который утвердили в 1816-м, остатки вала было решено снести, а обмелевший ров засыпать, на его месте проложив широкую мощеную кольцевую улицу, на которую отводилось 25 метров из расстояния между домами (дома, к слову, стояли на расстоянии 60 метров друг от друга). На оставшейся площади хозяева домов должны были разбивать палисадники, которые многие засаживали садами. Так и появилось название – Садовое кольцо.
![Третья ипостась Кольца Б KOG_135790_00002_2_t218_232910 Третья ипостась Кольца Б KOG_135790_00002_2_t218_232910](http://ic.pics.livejournal.com/demkristo/13509119/898200/898200_900.jpg)
В 1870-м по Садовому кольцу проложили трамвайные пути, по которым пошли конки. В 1912-м конки заменили электрическими трамваями, маршрут которых обозначался буквой «Б» (отсюда и название –«Кольцо Б» или «букашка», как говорили в народе).
В начале 20-х века старые строения сносились, а на их месте строили многоэтажные административные, жилые и коммерческие здания.
В 1905-м на улицах Садового кольца прошли ожесточенные уличные бои, которые повторились в 1917-м (особо тяжкие -на Крымской, Зубовской и Кудринской площадях).
![Третья ипостась Кольца Б sadovoe_kolco_3 Третья ипостась Кольца Б sadovoe_kolco_3](http://ic.pics.livejournal.com/demkristo/13509119/898427/898427_900.jpg)
После революции доходные дома начали заселяться рабочими, Сухаревский и Смоленский рынки закрыли.
В 1930-м булыжную мостовую заменили асфальтом, Садовое кольцо замкнули.
В 1937-м проезжую часть раздвинули за счет самих садов, через Москва-реку построили Крымский и Краснохолмский мосты.
Кстати, еще один интересный факт: это именно по Садовому в июле 1944-го провели строй немецкий военнопленных.
После окончания войны Садовое активно перестраивали. С 1948-го по 1954-го на Садовом появляются 3 из знаменитых 7 сталинских высоток.
![Третья ипостась Кольца Б c01ac6999fe9663c596abe2bee7ef667 Третья ипостась Кольца Б c01ac6999fe9663c596abe2bee7ef667](http://ic.pics.livejournal.com/demkristo/13509119/898801/898801_900.jpg)
В 1950-х открывают кольцевую линию метро, южная часть которой проходит как раз под Садовым кольцом (от Курской до Парка Культуры).
В 1994-м кольцо закрывают для проезда грузового транспорта. В плане его реконструкции в это время было, конечно, достаточно тяжко, народ извращался как хотел, строя многоуровневые вывески и фасады с дизайном «вырви глаз». И только сейчас к благоустройству этого главного кольца города решили подойти основательно: к настоящему времени все основные работы по благоустройству улиц в рамках первого этапа программы «Моя улица» для Садового кольца были завершены. Чтобы оправдать его название, разбить сады, конечно, не получилось, но вот деревьев и кустарников будет высажено немало: 602 дерева и 17,9 тыс. кустарников.
![Садовое-12.jpg Садовое-12.jpg](https://img-fotki.yandex.ru/get/105765/27484944.1e4/0_2304ee_d8288ea3_XXXL.jpg)
На всех улицах провели полный комплекс запланированных капитальных работ по благоустройству тротуаров, ремонту проезжей части, по реорганизации дорожного движения, модернизации уличного освещения и т.д.
Появилось множество лавочек и, конечно же, новые фонари.
![Садовое-13.jpg Садовое-13.jpg](https://img-fotki.yandex.ru/get/26468/27484944.1e4/0_2304ed_40a5eadb_XXXL.jpg)
![Садовое-6.jpg Садовое-6.jpg](https://img-fotki.yandex.ru/get/56406/27484944.1e4/0_2304f4_ddda9686_XXXL.jpg)
В рамках программы «Моя улица» провели благоустройство первого участка Садового кольца (от Арбата до Долгоруковской (его общая длина составила 3,6 км, а работы велись, начиная с июня этого года).
![Садовое-9.jpg Садовое-9.jpg](https://img-fotki.yandex.ru/get/51057/27484944.1e4/0_2304f1_75771500_XXXL.jpg)
![Садовое-8.jpg Садовое-8.jpg](https://img-fotki.yandex.ru/get/59115/27484944.1e4/0_2304f2_e86aaf35_XXXL.jpg)
Главная идея благоустройства -это сделать удобно, причем всем -и автомобилистам, и пешеходам. Была унифицирована ширина проезжей части и количество полос для движения (по 5 в каждом направлении, что позволило устранить эффект бутылочных горлышек, который возникал на некоторых участках кольца), расширили тротуары: например, на Смоленской площади с 5 метров их увеличили до 10,7-11,4 м, н Новинском с 4,7-8,7 до 19,9-22,5 м, на Садово-Кудринской с 7,8-8,8 м до 13,5 м и т.д. Все тротуары замостили крупноразмерной плиткой (общая площадь мощения составила 93,3 тыс. кв.м).
![Садовое-4.jpg Садовое-4.jpg](https://img-fotki.yandex.ru/get/47175/27484944.1e4/0_2304f6_46088187_XXXL.jpg)
![Садовое-1.jpg Садовое-1.jpg](https://img-fotki.yandex.ru/get/51057/27484944.1e4/0_2304f9_9d38a2db_XXXL.jpg)
При том, что пропускная способность проезжей части не изменилась, пропускная способность тротуаров выросла почти в 3 раза (с 3,5 до 12 тыс. чел/час).
Садовое кольцо сейчас, конечно же, не является непреодолимой преградой, как было это в конце 16-го века. Но ведь и мы сегодня гораздо более открыты для диалога, чем ранее, правда?
|
</> |
![](/media/images/top/preview/img-fotkiyandexruget31237274849441e40_2304ef_362e08e9_XXXL.jpg)