Топ-10 поэтов-викторианцев
qebedo — 03.09.2021 Англичане отчего-то уверены, что викторианская эпоха - это лучшее, что с ними случилось в истории. По довольно формальному признаку - солнце у них в империи, видишь ли, не садилось... Ну-ну, ностальжи, о сере самбре.Топ-10 поэтов-викторианцев, как они мне нравятся
1. Ну что можно говорить долго и умно про Джозефа Редъярда Киплинга? Он такой один. И среди меня всегда ведет борьбу за "намба ван всех времен" с Бокажем и Оденом. Человек, владевший таинственным искусством очаровывать своими стихами и рафинированных эстетов, и "народ улиц", великий мастер баллады и непревзойденный мэтр "военного стиха"...
2. И сама Виктория, и всё это викторианство так противно напыщенны, и в целом вельми ханжеваты, что лучшее, на мой взгляд, что случилось в то время с английскими стихами - это поэзия нонсенса. "Дурацкие", на первый взгляд, вирши, похожие на случайный набор слов с комическим эффектом. Однако ж красиво, необычно, весело и "со смыслом". Ну и самый веселый в этом бедламе - конечно же "юморительный джентльмен" Эдвард Лир, прославивший своими пятистрочниками ирландский город Лимерик...
2. А если уж продолжать "про то же самое", то, конечно же, сразу приходят на ум бессмертные строки о Бармаглоте, Тру-ля-ля и Тра-ля-ля, Морже и Устрицах - и всё прочее, сочиненное как для "Алисы", так и для всяких иных своих книжек Чарлзом Лютвиджем Доджсоном, известном "городу и миру" ака Льюис Кэрролл.
4. Джерард Мэнли Хопкинс. Ставший в сознательном возрасте (учась в Оксфорде) ренегатом (впрочем, англиканин Высокой церкви - это и есть "почти католик"), да не просто, а священником-иезуитом, Хопкинс не только сознательно отказался от "радостей тела" - он и писать об этом бросил (хотя на самом деле и не начинал). Его стихи - они все, так или иначе, о божественном, каковое автор видит во всем, от полета сокола или жаворонка до катастрофы парохода "Германия", в которой утонули пять францисканских монахинь, изгнанных из Германии (да, вот такой вот каламбур отколола жизнь). Это не помешало интеллектуально одаренному выпускнику Оксфорда не скатиться в "детские стишки про Христа и любовь", как многим другим до него "духовным поэтам" - Джерард Мэнли без устали экспериментировал с "вокабуляром" (сочетая неожиданные слова-смыслы и даже придумывая новые для "живописности"), формой и размерами стихов. По сути, он возродил акцентный стих (одинаковое количество ударных слогов + произвольное количество безударных) с четкими аллитерациями (повторениями одинаковых гласных звуков), которым в Европе почти никто не писал со времен скальдов, древнеанглийской или кельтской поэзии.
5. Ну и вот теперь оборотимся к поэзии "официальной", трям-брям-бряцающей в разнообразные литавры, цимбалы и прочие барабаны. Альфред Теннисон, положа руку на сердце, сочинил много всякой рифмуче-ритмучей дряни (за что и заслужил титлу поэта-лауреата), из чего широкая наша общественность знает только "бороться и искать, найти и
6. Примерно в тех же дебрях "дистиллированного
7. Но даже в такой кислой и пресной щелочной среде, как поэзия викторианской Англии, был свой "нехороший ребенок" - Алджернон Чарлз Суинбёрн. В свои четкие и безукоризненные, стилизованные под античность стихи он "влиял" дух злобного протеста "супротив несправедливости окружающего мира", воспевая всяких гарибальдей и прочих анархистов. Впрочем, лучшие его стихи - это те, в которых политики нет, а есть лишь красивое стихосложение.
8. Натуры тонкия и хрупкия в эпоху "торжества железа и угля" впервые, наверное, в истории культуры начали массово юзать эскапизм - уход в своё, придуманное прошлое. Идеалом "прерафаэлитов" (движение началось в среде художников, подражавших картинам раннего Ренессанса, или вообще периоду до него) было на 146% придуманное ими "среднее вековье" со странствующими рыцарями (Круглого стола), бледными барышнями (с распущенными вьющимися рыжими волосами) и статичными портретами в неестественных позах. Ну а их "духовный вождь и гуру" Данте Габриэль Россетти еще и пытался всё это стихами живописать, причем в основном сонетами...
9. Гы, ну кто не в курсе, что "король шотландский, безжалостный к врагам" всех этих "бедных пиктов" погнал "к скалистым берегам"? Ну и "короче, все умерли". Да, если бы даже Роберт Льюис Стивенсон сочинил только одну эту балладу "Вересковый мёд", он всё равно остался бы в истории поэзии. Ну а он и еще много чего насочинял, и даже "положил исток" новому направлению - "неоромантизм".
10. Я никогда не понимал тех, кто восхищается Оскаром Уайлдом. Ну и чо? Холодные пустоватые безделки, что в стихах, что в прозе, позерство, эстетство, снобизм (я не против снобизма, я против, когда он на пустом месте). А вот когда его прищемили "за самые за яйки", ввергнув из "башни слоновой кости" в "смрад узилища" (причем ведь исключительно сам, сам себе в руки наделал...) - вот тогда он выдал такую пронзительную верещательную "Балладу Редингской тюрьмы", что аж слезу вышибает... Короче, банальная интеллигентская история.
|
</> |