Поезд между прибалтийскими странами
ru_railway — 04.12.2024 Многие из тех, кто постарше и ещё застали СССР, наверняка помнят фирменный поезд "Чайка" формирования Таллиннского отделения Прибалтийской железной дороги, курсировавший между Таллинном и Минском через Ригу и Вильнюс по маршруту, связывавшему столицу Беларуси со всей Прибалтикой. Днём рождения "Чайки" принято считать 22 мая 1977 г. - день, когда фирменный поезд отправился в свой первый рейс, однако его возраст не превысил и 20 лет - к его 20-летию в 1997 г. были оставлены последние попытки по его восстановлению в постсоветский период и железнодорожное сообщение между тремя прибалтийскими странами с того момента постиг полный кризис, продолжающийся в Эстонии до настоящего времени. В самом начале 2000-х была попытка восстановить пассажирское сообщение на маршруте с помощью состава формирования Белорусской железной дороги, однако не увенчалась успехом - состав белорусского формирования ходил недолго и с частотой всего несколько раз в неделю, после чего исчез из графиков навсегда. Ещё одна попытка была предпринята совсем недавно в 2018 г. железными дорогами Украины - был запущен "Поезд четырёх столиц" сообщением Киев - Рига, маршрут которого пролегал через Минск и Вильнюс и частично повторял маршрут "Чайки", а также имел довольно амбициозные планы по превращению его в "Поезд пяти столиц" с продлением до Таллинна, но в результате пандемии Covid-19 железнодорожное сообщение между странами закрылось уже в 2020-м, так и не достигнув Эстонии. О планах последней на сегодняшний день попытки восстановления пассажирского сообщения на маршруте я узнал чуть более двух лет назад весной 2022 г., посетив в Вильнюсе презентацию нового на тот момент перспективного поезда Вильнюс - Таллинн формирования Литовских железных дорог, который позиционировался на этой презентации как наследник "Чайки". Проект так и не был реализован в полном объёме - пассажирское сообщение между тремя прибалтийскими странми планировалось наладить уже к лету 2023 г., но реализация последовала с опозданием на пол года, а по причине халатного отношения Эстонии к пассажирскому сообщению с другими балтийскими странами, разгильдяйства и недальновидности либо некомпетентности ответственных за это структур эстонского руководства поезд в итоге связал лишь две страны из трёх - Литву и Латвию.1. В качестве подвижного состава на маршруте эксплуатируются трёхвагонные дизельные поезда PESA серии 730ML, которые на железных дорогах Литвы сегодня принято использовать в качестве поездов дальнего следования, постепенно заменяя ими составы из пассажирских вагонов с локомотивом. Состав курсирует 1 раз в день, отправляясь из Вильнюса в 6:30 утра и прибывая в Ригу примерно к полудню, после чего в 15:28 отправляется обратно в Вильнюс, где остаётся на "ночёвку".
2. Трёхвагонный состав PESA 730ML-002 сообщением Рига - Вильнюс на пассажирском вокзале в Риге. По инициативе железных дорог Литвы этот тип подвижного состава был аттестован на железных дорогах Латвии и Эстонии 20 сентября 2021 г.
3. PESA 730ML-002 на Балтийском вокзале в Таллинне во время аттестации этого подвижного состава на железных дорогах Эстонии. Аттестация была приурочена ко дню железных дорог Европы, когда три состава "Connecting Europe Express" прошли через несколько стран по железным дорогам всех трёх видов колеи, используемых в странах ЕС. Состав русской колеи представлял PESA серии 730ML, который железными дорогами Литвы уже тогда планировался для возможной эксплуатации между прибалтийскими республиками в качестве международных поездов дальнего следования.
4. PESA 730ML-002, Балтийский вокзал, г. Таллинн. Не смотря на полученную в 2021 г. аттестацию, такой подвижной состав не эксплуатируется в Эстонии и увидеть его на вокзале Таллинна сейчас не представляется возможным. Однако эти составы вполне могли бы эксплуатироваться здесь в качестве пассажирских поездов, курсирующих в Латвию и Литву. Впрочем, власть Эстонской республики уже не раз показала, что не заинтересована в развитии своего транспорта и если бы не деньги ЕС - не известно ходили бы сейчас в этой стране поезда.
5. Пассажирский салон вагонов PESA 730ML. Составы, построенные для железных дорог Литвы являются аналогом серии PESA 730M, строившихся для железных дорог Белоруссии и получивших белорусскую серию ДП3, однако имеют несколько видимых конструктивных отличий - в промежуточном вагоне исчезла одна пара дверей, за счёт чего в вагоне увеличилось количество сидячих мест, в одном из головных вагонов появились места 1 класса, а также полки для чемоданов стали гораздо более вместительными, чем в составах, строящихся для Белоруссии.
6. Дальний международный PESA 730ML-002 на Вильнюс и пригородный Stadler FLIRT 2428 на Валга. Эта картина на пассажирском вокзале Таллинна могла бы стать повседневной реальностью при нормальной организации и власти в стране, но при нынешних реалиях единственная возможность попасть отсюда хотя бы в Латвию по железной дороге - доехать до Валга, где можно пересесть в поезд Латвийских железных дорог, потратив на преодоление расстояния длиной чуть более 300 км целый день из-за неадекватно составленного расписания.
7. Состав фирменного поезда "Чайка", курсировавший во времена СССР, затрачивал столько же времени на поездку между Эстонией и Литвой, проходя за то же время расстояние вдвое больше. Поезд курсировал ежедневно, вагоны имели стандартный для Таллиннского отделения Прибалтийской железной дороги сине-голубой окрас, а в качестве локомотива использоовался тепловоз серии ТЭП60. Фото сделано в период 1987 - 1990 гг., станция Сигулда.
8. В составе поезда также ежедневно курсировал беспересадочный вагон сообщением Таллинн - Брест, принадлежащий Белорусской железной дороге, а в летнее время года также вагон сообщением Таллинн - Симферополь, принадлежащий Прибалтийской железной дороге, с перецепкой в Вильнюсе к составу поезда Рига - Симферополь. К сожалению исторических фото хорошего качества найти пока не удалось. Источник: https://pastvu.com.
9. PESA 730ML-002 в качестве несостоявшегося наследника "Чайки" на аттестации, Балтийский вокзал, г. Таллинн. Это было первое и пока единственное появление этого состава в Эстонии, а о приходе его сюда с пассажирами в "этой стране" можно разве что мечтать. В данный момет Эстония озабочена убыточным проектом Rail Baltica и почему-то упорно игнорирует варианты железнодорожного сообщения с балтийскими странами, которые можно было бы реализовать намного легче и быстрее, в то время как жители Латвии и Литвы уже сейчас "ездят" друг к другу на поездах.
10. И та самая PESA 730ML-002 сообщением Рига - Вильнюс с пассажирами на станции Шяуляй в более цивилизованной, если верить фактам, Литве, где в отличии от Эстонии уже сегодня можно поехать в другую страну на поезде. Менее, чем через месяц в конце декабря исполнится год с момента, как на маршруте между Вильнюсом и Ригой начали курсировать эти составы.
Благодарю за внимание!
|
</> |