
Топ-10 поэтов русского Золотого века

Топ-10 русских поэтов "золотого века", за что они мне нравятся
1. "Намба ван" для русской поэзии и XIX, и XX, и даже для той ничтожной части, которая еще

2. А вот "настоящим главным поэтом", который "красивые стихи не оторвать", для меня среди всего этого сонмнища, гульбища и вертепа талантов всегда будет Константин Батюшков. Потому что его стихи как ни крути и верти - "ни одного изъяна". Они красивы. Они мелодичны. Они не пусты, и в то же время легки, создается обманчивое впечатления того, что человек их писал "с листа, по вдохновению, прямо так" - никакой "натуги", никакой вымученности, никакого "сражения со словом и рифмой". Да, неспроста он в буквальном смысле слова жизнь положил за свои стихи - сгорел от перфекционизма и неудовлетворенности... М-да, после этого как-то еще больше не хочется возвращаться к своему уже написаному и как-то пытаться это улучшить - боязно-с.

3. "Почетное третье место", а в чем-то и свое первое, среди меня занимает князь-батюшка Петр Вяземский. Его многие "литератороведы" костерят "великим дилетантом", ругаются, что не создал ничего "великого и просто большого", что все его стихи - раздутое собрание писаний "на случай"... А вот такой он - из всех его стихов выпирает во все стороны огромнейшая, мощнейшая индивидуальность. Пожалуй, в этом он уделывает всех - и Пушкина, и Лермонтова, и, прости-хосподи... И рифмы у него "ширшавыя", и "правила грОматикЕ" он легко нарушает по требованию размера и большей выразительности. Зато слово острое, цепкое, хлесткое. Как у хирурга - холодный ум и твердая рука, и режет в самом нужном месте. И этому завидовали (про себя, хотя иногда и вслух) и Пушкин, и Жуковский, и Батюшков - и все они, к слову, были ему друзья. Поболе бы нашей поэзии таких дилетантов.

4. Птица пересмешник известна искусным подражанием другим птицам и даже голосу человека. Такова и поэзия Василия Жуковского, "певца чертей", как он сам себя называл за пристрастие к "могильным" сюжетам. Оригинальные его произведения, ИМХО, страдают чрезмерной легкостью - мысли простые, слова простые, размеры простые... Всё простое. Как килограмм пуха. Но стоит ему взять чужое произведение, даже просто сюжет - Шиллера, Гёте, Байрона, Саути и пр. - как появляются и смысл, и формы, и величие. Причем это не "просто перевод", а в лучшем случае "вольный перевод", или "переложение" - именно что Жуковский брал и создавал "что-то своё" . Поэтому он и не попугай, а пересмешник. Лучшая часть его стихов - как раз переводные баллады.

5. Бывает так - растет что-то красивое, благоухает в воздусех, и все вокруг ахают, и ждут - вот оно вырастет, и вот то-то будет... А оно не растет - разве что тупо увеличивается в размерах. Николай Языков всегда мастерски владел рифмой и ритмом, и начинал с веселых полушуточных посланий и юношеских обидчивых жалоб на "я вас любил, но теперь не люблю, и раз стопятьсот вам о сем говорю". Очень мило, местами даже "лучше Пушкина!". Но... годы шли, а Языков всё писал послания да жалобы, причем с годами в них становилось меньше веселья и юности, а больше желчи и старческого брюзжания. Апогеем стали его "славянофильские стихи", которые многие современники воспринимали как "грубости за гранью фола" или даже "стихотворные доносы". Однако при всей неспособности создать что-то большое и серьезное (а он это осознавал и сильно этим мучался) Языков до самой смерти оставался мастером виртуозной рифмы и слога... Ну вот так тоже бывает.

6. Ну вот Гомер - он же, по сути, известен лишь как автор дилогии "Илиада - Одиссея". Мильтон - создатель "Потерянного рая".

7. Примерно всё то же самое можно написать и про Николая Гнедича. Ну да, человек - навеки сам себе бюст "переводчик Илиады". Зато как перевел - двести лет никто не решился повторить, кроме Вересаева, у которого, положим руки-то на сердце, "не получилося", да Минского, которого с XIX века, ЕМНИП, вообще не переиздавали. (Говорят, некий Сальников перевел в 2011 году, но не видел, не знаю.) Со всеми этими своими "пал, и взгремели на павшем доспехи", или "мощною дланью на землю его он повергнул" Гнедич ухватил самую суть великой поэмы "про войну как про жизнь", и каждая строка в его переводе бьется, дерется и воюет... Ну да, филолухи ругаюца, что "пиравот-то не отентичнай!". Ну так, во-первых, идите и переведите "как следовает" (что-то не видать), а во-вторых, это недостаток Гнедича-переводчика, зато плюс Гнедичу-поэту.

8. Очень тяжело оставаться в "памяти потомков", если ты родственник, и даже хуже того - родной дядя гения, который совершенно справедливо тебя на голову выше и всяко одаренней. Но ведь не забывать же совсем, напрочь! Не заслужил этого Василий Львович Пушкин, любимый, к слову, дядя своего племянника Сашеньки (и не только за конфеты и баловство, а и за стихи тоже). Не заслужил хотя бы за "Опасного соседа", совершенно чудесную поэму про... драку в борделе двух поклонников одной дамы легкого поведения. Этой вещью восхищались все - и Вяземский, и Жуковский, и Батюшков. Кое-кто даже развивал "теорию ЗОГа" - типа, такой слабый поэт, как Васька Пушкин, такое не сочинит, спёр где-то. Но это уже сплетни - дядя, как всем известно, был самых честных правил...

9. Молодые дарования - оне "подают надежды", а в произведениях их "ищут задатки". И это хорошо, когда они вырастают, надежды оправдывают и задатки развивают. А ежели, как Дмитрий Веневитинов, так и умирают молодыми? Да, стихи свежие, "не без смысла", ровные и легкие. Но что бы из всего этого выросло - "новый Пушкин", как настаивают одни, или

10. Не всем быть блестящими профессионалами и хладнокровными мастерами. Антон Дельвиг был

З.Ы. Топ не резиновый - оттого нету тут ни Кухелей Брекеров, ни Всех Прочевых, ни, прости-хоспидя, Боратынсковых...
|
</> |
