К.Д. Фридрих: Небо и облака
lana_ustinov — 02.12.2024 Набросала себе десятку "тем", по кот. можно было бы разложить Фридриха на сюжеты. Но в каком порядке? А в случайно-ассоциативном! Сегодня на небе какая-то феерия творилась, давно не видела такого (а вышла без телефона). Но телефоном все равно не получится, поэтому запощу свое вчерашнее, а про сегодняшнее - верьте на слово, волны, самые настоящие, океанские, движущиеся.Не такие!
Летящие облака, ок. 1820, Кунстхалле Гамбург:
Вечернее облачное небо, 1824, Кунстхалле Мангейм:
Вечер, 1824, Венский Бельведер:
Ясно, что небо у него - на каждой картине, можно рассматривать бесконечно.
Эти три - не вчерашние, ноябрьские, когда было серо-серо, а потом вдруг под вечер появились:
Совершенно как у Матюшина!)
Золотые облака (природная фрактальная геометрия). 1909 г. Холст, масло. 15,5х34,5 см. Собрание А. Еремина, Москва:
Облако. 1909 г. 11,2х12,1 см. Частное собрание:
Но это меня куда-то не туда занесло)
Вот вчерашние-позавчерашние, они, практически, без обработки:
Невозможно поверить, что 1 декабря...
Но я обещала календарь с "дополнениями") В прошлом году это была Рождественская оратория Баха, а в этом - его же второй том ХТК (хорошо темперированного клавира). Что такое ХТК? Это "самое начало", ученичество. Когда я "мечтала" все эти три года, что они когда-нибудь кончатся, и тогда... Тогда я вернусь к занятиям на клавире. Вернулась. ХТК, 2 том (первый застрял где-то у мужа на работе). Последняя прелюдия. Почему последняя? Это было самое сильное впечатление, давно-давно, во время ученичества. Подруга играла на выпускном, в училище. Мне 15, ей 19 - в то время еще никто не знал, что при если звезды сложатся, то могла бы стать пианисткой с мировой карьерой. Все играли ХТК, как ученики свои инвенции, но только она одна - как небожитель, что-то из музыки небесных сфер. Потом еще была 27 соната Бетховена и второй концерт Листа. И надо же было так угораздиться, что именно после ее выступления я случайно увидела ее учительницу, в туалете перед зеркалом: она пыталась смыть с лица размытую слезами тушь для ресниц. Я спросила свою другую-подругу пианистку, почему она плакала?
- Наверное, потому что не каждый день такая ученица выпускается?, - ответила она вопросом.
Только сейчас поняла, почему, - если прошел не один десяток лет, а до сих пор это исполнение помню.
С ней - этой гениальной пианисткой - мы потом даже подружились, я ходила на все ее выступления на конкурсе Рахманинова, и она даже получила, не первую, но вполне достойную премию. Спрашиваю гугл, в надежде узнать - где она, что с ней... Гугл выдает страницу "Кафедры концертмейстерского искусства Московской консерватории", но нет ее там. Наверное, раньше была. Ни фб, ни вконтакт, ни просто гугл - не дает ответа. Значит, звезды не сошлись. Жаль ужасно, до слез. Не хуже Аргерих она играла, чест-слово...
Вот что рассказывает про эту прелюдию Ваня (пардон, композитор и пианист) Иван Соколов ("конспектирую"). Конец декабря будто напоминает, что ты вечный ученик, в прошлом году слушала Рождественскую ораторию, как в первый раз, когда "задали" по муз. лит-ре, а сейчас ХТК, с тем же совершенно ученическим чувством.
Ваня спрашивает (от 15.54): https://www.youtube.com/watch?v=CHosC4AObHo
- Что это? И отвечает:
- Риторическая фигура циркуляцио. Кружение планет.
Читает стихотворение В. Соловьева "Все, кружась, исчезает во мгле", (https://slova.org.ru/solovevv/bednyjdrug/).
В Апокалипсисе - мир свернется, кружась, а для Ивана в этой прелюдии мир сворачивается как свиток. Все исчезнет.
Но слушать будем Рихтера! (Ваня! Нельзя с такой педалью! Сердце кровью обливается) да еще и мимо нот...), от 2.24.30, 2 с лишним минуты: https://www.youtube.com/watch?v=4ShaXO3MxtY&t=6101s.
Чтобы не показалось, что Фридриха слишком мало, с берлинской выставки -
Туман в долине Эльбы, 1821, из фонда прусских дворцов и садов Берлина-Бранденбурга:
|
</> |