Толстый фашист


Ровно 85 лет назад, 31 мая 1935 года, впервые взлетел первый серийный экземпляр первого итальянского четырехмоторного авиалайнера "Савойя-Марчетти" S-74 по прозвищу "Миллипеди" ("Сороконожка"). Правда, слово "серийный" можно взять в кавычки, потому что серия состояла всего из двух экземпляров, а больше не понадобилось.
Рынок авиаперевозок в те времена был настолько узок, что этих двух 27-местных машин и одного опытного экземплара, который тоже поставили на трассу, вполне хватило для обслуживания авиалинии Рим-Париж. И хватало вплоть до начала Второй мировой войны, когда все три авиалайнера мобилизовали, перекрасили в пестрый камуфляж и стали использовать в качестве военно-транспортных бортов для снабжения ливийской группировки итальянских войск. К середине 1943 года все они были потеряны. Последнюю "сороконожку" американцы разбомбили на триполитанском аэродроме Кастель-Бенито.
S-74 был довольно крупным аэропланом с 30-метровым размахом и 22-метровой длиной фюзеляжа, причем фюзеляж сделали весьма объемным. Это позволило разместить в салоне по три кресла в ряд, а не по два, как на большинстве тогдашних пассажирских машин. Кроме того, большая высота салона позволяла высоким людям ходить по нему во весь рост, не пригибаясь что тоже было редкостью. Самолет считался весьма комфортным, на нем имелся даже бар, правда, размещенный вплотную к туалету.
Несмотря на неубирающееся шасси, S-74 обладал довольно приличной скоростью - 320 км/ч. Расстояние между итальянской и французской столицами он преодолевал за 3,5 часа. Однако его конструкция считалась весьма архаичной. Каркас фюзеляжа представлял собой ферму, сваренную из стальных труб и обшитую дюралевыми листами, а крыло - цельнодеревянное с фанерной обшивкой, обклеенной полотном.
Но при этом S-74 получился очень надежным для своего времени. За пять лет гражданской и три года военной эксплуатации "сороконожки" совершили тысячи рейсов без единой серьезной аварии. Такой живучести способствовало то, что они могли лететь без снижения с двумя отказавшими моторами, а на трех двигателях S-74 мог даже взлетать и набирать высоту с двухтонной нагрузкой.

Чертеж S-74 с разрезом пассажирского салона.

Французская почтовая открытка с фотографией S-74 на летном поле парижского аэродрома Ле-Бурже. На заднем плане испанский "Дуглас" DC-2. Видно, что это уже машина нового поколения, хотя, она появилась даже раньше итальянской "сороконожки".

Высадка пассажиров и выгрузка багажа из S-74.

S-74 в военном камуфляже и с опознавательными знаками итало-фашистских ВВС.
|
</> |