Иосиф Сталин и корсар
vikond65 — 29.05.2020Ровно 80 лет назад, в один и тот же день, 29 мая 1940 года, на противоположных сторонах Земного шара впервые поднялись в воздух два новых истребителя - советский и американский. В СССР вышел на испытания самолет ИС-1, спроектированный начинающими авиаконструкторами Никитиным и Шевченко, а в США - Чэйнс-Воут XF4U-1, разработанный конструкторским коллективом под руководством инженера Рекса Бейсела.
Начало биографии этих машин было синхронным, а продолжение и финал - диаметрально противоположными. Примерно через год проект истребителя ИС закрыли из-за бесперспективности, а тем временем командование американских ВМС заказало у фирмы Чэйнс-Воут 580 экземпляров F4U-1, получившего название "Корсар".
В дальнейшем этот самолет стал самым распространенным и массовым морским истребителем в мире, растиражированным в количестве более 12500 экземпляров. "Корсар" хорошо проявил себя в боях с японцами на Тихом океане, широко поставлялся на экспорт и прослужил почти 30 лет, а последняя война, в которой он принимал участие, случилась аж в 1969 году, то есть, в эпоху реактивной сверхзвуковой авиации.
При создании ИС-1 и XF4U-1 их разработчики по-разному решили задачу улучшения взлетно-посадочных характеристик своих машин. Американцы применили крупные (общей площадью почти 3,5 квадратных метра) шестисекционные щитки-закрылки с гидроприводом. А Никитин с Шевченко поступили куда более оригинально, разработав самолет, который на взлете и посадке из моноплана превращался в биплан. Вместе со стойками шасси у него убиралось и выпускалось нижнее крыло.
Честно говоря, я так и не понял, зачем была применена столь "хитровыдуманная" схема и почему никто из авиационного начальства не сказал Никитину и Шевченке, что они занимаются ерундой. Напротив, под проектирование и постройку ИС-1 была авансирована очень нехилая для тех времен сумма в 76 миллионов рублей (на эти деньги можно было построить более сотни серийных истребителей или несколько десятков бомбардировщиков) и выделен московский авиазавод №156 - бывший опытный завод Туполева, оказавшийся "бесхозным" после ареста авиаконструктора.
А дело было в том, что Шевченке как-то удалось попасть на аудиенцию к самому Сталину (не зря же самолет был подхалимски назван его инициалами) и предложить ему свой проект. Технически малограмотному вождю идея "бимоноплана" понравилась и он распорядился дать её авторам всё, что они пожелают. Но результат закономерно получился плачевным.
Самолет с убранным нижним крылом на испытаниях развил скорость всего 453 км/ч, а на набор высоты в 5 километров у него уходило более 8 минут. Это означало, что летные данные ИС-1 оказались гораздо хуже, чем у морально устаревшего истребителя И-16 с тем же мотором. "Ишак" разгонялся до 470 км/ч, а высоту в 5 км набирал за 5,8 минут. При этом производственная сложность и себестоимость ИС-1, по понятной причине, были неизмеримо выше, чем у И-16.
Тем не менее, после ИС-1 построили еще один прототип - ИС-2, той же схемы, но с более мощным двигателем М-88. Его расчетная макимальная скорость составляла 588 км/ч, но все равно это было меньше, чем у истребителей Як-1, МиГ-3 и ЛаГГ-3, которые уже прошли испытательный цикл и выпускались серийно. Только в мае 1941 года изначально мертворожденный проект закрыли, а потраченные на него миллионы списали в убытки.
В общем, не очень оптимистичная получилась история, но был в ней и один положительный момент. Никитина и Шевченко за их провальный прожект не стали записывать во "вредители" и никаким репрессиям не подвергали. Кстати, в 1960-е годы, когда товарищ Сталин "вышел из моды", появилась версия, будто аббревиатура назвния самолета обозначала "истребитель складной". Однако ни в каких в документах 1940-х годов такая расшифровка не встречается.
Далее - Фотоснимки и компоновочная схема "бимоноплана" ИС-1 и его "антипода-ровесника" - истребителя Чейнс-Воут XF4U-1.
Первый прототип будущего "Корсара". Мягко говоря, не красавец, но знаменитая фраза Туполева о том, что некрасивые самолеты якобы плохо летают, была сказана явно не про него.
Этот же самолет сзади. Обратите внимание на размеры взлетно-посадочных щитков. Крыло с изгибом типа "обратная чайка" сделано для уменьшения длины и массы стоек шасси. Кроме того, такое крыло предохраняет фюзеляж при вынужденной посадке "на брюхо".
Прототип XF4U-1 в полете.
Поздняя серийная модификация F4U-5 с четырехпушечным вооружениием.
"Корсар" как образец феноменальной боевой живучести. На этой машине лейтенант Элсон Фрэйзер 22 июня 1945 года вернулся из боя с японскими истребителями.
|
</> |