Шустрый мальчик
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![Шустрый мальчик Шустрый мальчик](/images/main/shustriy-malchik-fea46d.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vikond65/53941713/4580307/4580307_original.jpg)
Вернемся из суровых времен Первой мировой войны и первых колесных бронемонстров в романтичную эпоху раннего стимпанка. Тем более, что есть веский повод: Ровно 190 лет тому назад, 24 мая 1830 года было торжественно открыто движение по первой в Западном полушарии междугородной коммерческой железнодорожной линии Балтимор-Охайо. Правда, поначалу поезда на ней тягали лошадки.
Однако в том же году американский промышленник и изобретатель Питер Купер предложил перевести движение на механическую тягу и представил первый американский паровоз собственной разработки. За небольшие размеры этот локомотив получил прозвище Tom Thumb, что можно перевести как "лилипут" или "мальчик-с-пальчик".
Это была довольно интересная машина с целым рядом оригинальных особенностей. Например, дымогарные трубки парового котла были сделаны из старых ружейных стволов, а топка была оборудована механизмом принудительного наддува с вентилятором и ременным приводом от колесной оси.
Локомотив имел вертикальный котел и цилиндр, благодаря чему он обладал очень короткой колесной базой. Столь же короткими были и вагоны, что позволяло в дальнейшем строить железные дороги с крутыми поворотами. Задняя колесная ось приводилась во вращение с помощью шестеренчатой передачи.
25 августа 1830 года состоялась историческое состязание локомотива Купера, который буксировал два пассажирских вагона, с бежавшей по соседнему пути лошадью, тащившей такую же нагрузку. Поначалу паровоз уверенно вырвался вперед, но потом у него лопнул вентиляторный ремень. Без наддува топка стала работать гораздо хуже и в итоге лошадь выиграла гонку. Тем не менее, руководство железной дороги осознало преимущества "стального коня" и уже в 1832 году первая американская рельсовая магистраль была полностью переведена на паровую тягу.
![Шустрый мальчик 3539.1279348332 Шустрый мальчик 3539.1279348332](/images/main/shustriy-malchik-29052c.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vikond65/53941713/1617053/1617053_original.jpg)
Оригинал Tom Thumb не сохранился, но в конце XIX века была построена довольно качественнная ходовая копия, которая выставлена в балтиморском железнодорожном музее.
![Шустрый мальчик Шустрый мальчик](/images/main/shustriy-malchik-705cb0.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vikond65/53941713/4580591/4580591_original.jpg)
Эта же машина с другого борта.
![Шустрый мальчик The-Tom-Thumb-Americas-Fi-011 Шустрый мальчик The-Tom-Thumb-Americas-Fi-011](/images/main/shustriy-malchik-2ef3bc.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vikond65/53941713/1616143/1616143_original.jpg)
Она же - с копией пассажирского вагона образца 1830 года.
|
</> |