Только на большом экране

Просмотр должен быть событием, а событие предполагает антураж.
На него надо идти, а не запускать нажатием кнопки.
Ради него стоит проснуться не позже половины девятого, чтобы успеть медленно позавтракать и собраться.

К его старту нельзя опаздывать, и получасовая прогулка, предваряющая начало, должна бодрить и наполнять предвкушением.

Можете поставить небольшой эксперимент: посмотреть один и тот же фильм сначала дома, а затем в кинотеатре.
Гарантирую, что просмотр в зрительном зале оставит у вас более яркие впечатления.

Особенно, если вы сядете не на последний ряд.
Вчера я села на третий, хотя можно было бы и ближе, потому что «Карнавальная ночь» - шедевр, на котором так приятно сосредоточиться.
Оказавшись на одном из первых рядов, вы очутитесь в кабинете Серафима Ивановича Огурцова и физически ощутите его бюрократизм.
О, это незабываемые впечатления!
И от этого бюрократизма у вас не останется ни малейшего пессимистического осадка, поскольку в картину введена фигура мудрого вышестоящего начальника товарища Телегина.
В «Карнавальной ночи» он, а не исполняющий обязанности директора дома культуры, олицетворяет власть; и его взгляд, транслирующий снисходительную мудрость, призван уравновешивать дремучую невежественность Огурцова.
Я думаю, вы помните, что начальники, стоящие выше, у нас всегда хорошие.
Только чтобы все это понять и почувствовать, картина должна демонстрироваться с пленки, а не в цифровой версии. Это очень важно.
И, пожалуйста, не ходите туда, где щелкают попкорном.
С сеанса в «Иллюзионе» я вышла с широкой улыбкой, и так и шла с ней до самого дома.
И дело не только в блистательной игре Игоря Ильинского и других актеров, и не в гениальном тексте, который вот уже 66 лет живет в массовой культуре в виде шутливых цитат.
Секрет картины – в атмосфере эпохи и в настроении, которые можно обобщенно назвать праздником жизни.
Не праздником в жизни, а именно праздником самой жизни.
Эльдар Рязанов - невероятно талантливый режиссер. Он сумел снять такие кинопроизведения, которые не стареют, а молодеют.
Кстати, из Калининграда в Москву я летела на самолете, носящем его имя.
Секрет творческого успеха и в острохарактерных героях, и в умении задать темп киноповествованию, виртуозно выстроить кадры, отточить дерзкие тексты и совершить еще целый ряд чудес, в результате которых зритель безгранично верит всему, что видит на экране.
Да, молодой режиссер заимствовал несколько голливудских приемов, из-за чего некоторые музыкальные сцены напоминают американские мюзиклы, но как деликатно осуществлено это заимствование!
Он так аккуратно встроил художественные цитаты в советский проект, что они не выглядят пародией.
И платья Леночки Крыловой в популярном в 1950-е стиле New Look, придуманном Кристианом Диором, тоже смотрятся как декоративный элемент социалистического благополучия. Ради них и пушистой муфточки я могу простить Людмиле Гурченко однообразие в актерской игре.
На протяжении сеанса у меня периодически возникало желание остановить скольжение пленки и рассмотреть детали – такими близкими и натуральными их можно увидеть только в кинотеатре.
Самые главные и самые очаровательные персонажи создали Игорь Ильинский, Тамара Носова и Сергей Филиппов. В них совершенно всё: костюмы, грим, игра, мимика, настроение.
На фоне тонкой сатиры, с которой поданы их герои, трепетная влюбленность Гриши в Леночку становится второстепенной линией.
Двухминутное появление на экране героя Сергея Филиппова вбило гвоздь в гроб Общества по распространению научных и политических знаний. После его Никодимова никто не воспринимал лекторов Общества серьезно, и спустя несколько лет его пришлось переименовывать в «Знание». Вот она – сила искусства.
Еще один исполнитель, о котором мне хочется упомянуть – Андрей Тутышкин. В «Карнавальной ночи» он играет скромного, приторно добропорядочного бухгалтера, влюбленного в не менее приторную заведующую библиотекой. На новогоднем карнавале он сначала читает басню, а затем завороженно смотрит на свою дорогую Аделаиду Кузьминичну, которая во время исполнения романса отнюдь не выглядит серой мышью.
Помните?
В картине немало таких правильных героев, но весь фокус в том, что они существовали и в реальной жизни.
Скромность, честность и целомудрие были их главными добродетелями, так что рязановские персонажи отнюдь не выхолощенные образцы, списанные с энциклопедии.
Петрозаводские сестры моей бабушки были именно такими, и только такое поведение они считали достойным и приемлемым. По их мнению, главным предназначением порядочного человека была самоотдача, о которой не должны были догадываться окружающие.
Отдать всё и не требовать взамен ничего – вот формула всей их жизни, и не теоретическая, а практическая.
Мне до таких нравственных высот не подняться никогда, а вот они могли.
Так вот об Андрее Петровиче Тутышкине. Параллельно со съемками у Рязанова он сам снимал комедию, выступая в ней в качестве режиссера. Она называется «Безумный день» и нравится мне не меньше «Карнавальной ночи».
Главную роль в картине Тутышкина тоже сыграл Игорь Ильинский, только в ней он не могущественный начальник, а скромный проситель, не бюрократ, а жертва бюрократа.
Эту картину стоит посмотреть хотя бы ради жены профессора Дудкина. По искрометному юмору ее героиня не уступает лектору из Общества распространения, а, возможно, и превосходит его.
Поразительно, но вчера, когда погас экран, зал дружно зааплодировал. Вроде и не концерт закончился, и артисты никогда не услышат оваций, но эти аплодисменты шли от сердца – картина так тронула каждого, что расходиться в тишине было странно.
Архивное кино – не зрелище, а искусство.
И после встречи с ним негоже стремительно выскакивать из кинотеатра и бежать по делам.

Хочется задержаться, заказать чашечку кофе и посидеть с ней, перебирая в памяти впечатления.

«Карнавальная ночь», как и любое талантливое кино, несовместима со спешкой, а вот капучино и корица к ней очень подходят.

И да, в «Иллюзионе» чувствуется приближение праздника.

Если вам нравится то же самое, что и мне, приходите в этот кинотеатр. Душевное архивное кино и ленты, демонстрируемые в рамках кинофестивалей, обычно показывают бесплатно, и, если вы не успеете зарегистрироваться заранее, это всегда можно сделать в фойе.

И непременно отведайте местный кофе – он очень вкусный и ароматный.
Как вам больше нравится смотреть хорошее кино – дома или в кинотеатре?
|
</> |