Толерантность в Измире.
ya_exidna — 18.03.2010 Мне иногда очень жаль эту даму.Сама она не местная, и в Измире нашем и не ночевала... потому что местные ее и на порог не пускают.
Она, конечно, может, попросить приюта у таких, как я, - которые "понаехали тут"... я ее иногда привечаю, бедненькую... у меня и отсиживается.
Те, кто давно дружит со мной и моей ехидной, наверно, помнят, что все турецкие женщины делятся на... нет, не только на домохозяек и дамо-хозяек, но и на разные группы - в зависимости от того, что у кого в голове и, главное, на голове.
И лет пятнадцать назад в Измире, который есть абсолютно вольный город и "гяурская Смирна", женщину в тюрбане, плотно облегающем голову, сколотом для верности булавочками и не выпускающим наружу ни одной волосинки, можно было увидеть редко. Причем в таких местах, куда обычно не ступает нога аборигена: на Ярмарке, которая родная сестра нашей ВДНХ, в центре на самом шумном и бесполезном рынке и около Часовой башни - это были понаехавшие с востока и из деревень туристы, и в наши спальные и мирные, но вольнолюбивые и простоволосые районы они не забредали.
И я хочу вам рассказать, как коренные, изначальные, настоящие жители Измира относятся к этим повсеместно заведшимся у нас за последние десять лет платкам.
Не знаю, поверите ли вы мне. Или скажете, что это я свои собственные мысли приписываю туркам и турчанкам.
Я-то знаю, что пишу правду и ничего, кроме правды, потому что - зачем бы мне клеветать-то?
У меня много турецких друзей: когда я только приехала в Измир, то не могла предполагать, что вскоре нас, русских жен, будет здесь столько, что можно будет дружить домами. И жж не было. И я стала общаться и дружить с местными жителями - и они оказались совершенно вменяемыми и ничем не отличающимися от нас людьми - кто бы что НИ говорил о разнице менталитетов.
Да, та разница, безусловно, есть: между городским и деревенским жителем, между фанатично правоверным и равнодушным к религии, между образованным интеллигентом и едва умеющим написать свое имя.
Между коренным жителем Измира и выходцем с юга или востока Турции.
А вот с коренным москвичом той разницы оказалось не так много.
Более того: если я, москвичка, никогда не позволю себе ничего думать о понаехавших (ведь не от хорошей жизни-то и не от правильной электрификации всей немаленькой страны они едут!), то жители Измира и на порог не пустят ту самую мадам Толерантность.
Я не знаю, плохо это или хорошо. Просто покажу несколько диалогов, которых я тут понаслушалась.
Чтобы вы поняли, что есть что: в Турции есть такая своеобразная градация женской одежды в зависимости от степени свободомыслия хозяйки - или ее (хозяйки, а не одежды) хозяина.
Есть длинные черные покрывала, которые у нас называют паранджа, а в Турции чаршаф.
Есть легкомысленный головной платок: носится так же, как в России, завязывается или под подбородком, или на затылке, к нему в комплекте могут быть шаровары в цветочек и юбка сверху них - в другой цветочек, а может быть и что-то вполне европейское.
Есть тюрбан - шелковый платок, закрывающий все волосы, а также часть лба и шею. Тюрбан может носиться с любой одеждой, закрывающей, конечно, пусть даже в обтяжку и "облипочку")) все части тела, а может строго с пардесю.
Турецкое "пардесю" - это такое приталенное (интересно, зачем?)) пальтишко до пят: носят его в любой сезон, цвета оно, как правило, темного или серо-бурого... и если черных чаршафов у нас в Измире и сейчас раз-два и обчелся, против платочков никто ничего не имеет: и Жаклин Кеннеди платочками баловалась, то вот тюрбан да пардесю...
Невыдуманные диалоги.
В школе, перед родительским собранием.
- Нет, вы представляете! прямо напротив моего магазина! уроды... слов приличных нет... понаехали! Так и написали, магазин свой так назвали - "Пардесю"! И я теперь стою и должна целый день на этих длиннополых любоваться... раньше в центре - девушки в мини, женщины в нормальных юбках... нет, теперь эти везде! Тротуары метут!
- И не говори! - это вступает ее подруга. - Ладно, раньше наши мамы просто головные платки, косынки носили, но эти... головы обтянут, глаза бы мои не смотрели! И ведь пишут еще везде, что ислам того требует и что это наш, турецкий, национальный якобы головной убор, тьфу!
В приемной у врача.
- Ой, тут у вас булавочка на кресле!
- Ах, простите! - подскакивает медсестра. - Это перед вами тут... э-э-э... эта сидела... в тюрбане. Наверно, с ее тюрбана и упала... понаехали тут! Раньше-то у нас никогда... чтобы в Измире!
- Ох, и не говорите: по центру ходить невозможно! Скоро будем как Иран!
В гостиной моей подруги.
- Переключи сейчас же эти новости, видеть ее не могу!
- И я! Нет, это ж надо: деревенская тетка всему миру показывает, какие мы тут... якобы... Ян, скажи, мы не такие!
- Она про нас книжку напишет, все и узнают, что мы нормальные... а эта... жена премьера, тьфу! постыдилась бы так в люди ходить... в пар-де-сю своем!
На пляже - под "моим" деревом.
- Господи, Ян, они и тут уже! - возмущенно говорит моя подруга. - И давно это у вас?
- Да кто? - мне как-то все равно, кто еще есть на пляже, лишь бы дети далеко не заплывали.
- Да эти, в скафандрах... вон, вон, смотри: пошли две... нет, ты глянь! На курорты уже понаехали... Мурат! - это она мужу, раз мне неинтересно. - Ты смотри-ка, что делается... да вон они... вон там!
- Слушайте! - говорит нам медлительный Мурат минут через пять. - Я только сейчас понял! так же свихнуться недолго: рядом со мной нормальные, почти не одетые женщины в купальниках - а я всё на этих... застегнутых смотрю!
- Не смотри на них! - возмущенно говорит мой муж. - Им же того и надо: чтобы все знали, какие они... на днях тут один прямо на пляже намаз совершал: я думал - плохо мужику стало, помочь хотел...
- И это - около нашего родного Измира! - хором сетуют эти нетолерантные аборигены.
На лестнице.
- Ой, привет, ты куда это собралась... в такой... юбке-то? - одна соседка оглядывает другую: юбка явно повыше колена, повод для сплетен, однако!
- К Гюзель иду, а там две в тюрбанах будут! если я должна на них смотреть, пусть они на мои ноги смотрят! У меня и блузка с декольте, глянь!
- Правильно, так им и надо... понаехали тут! - никакого повода для сплетни, оказывается: порядочная измирская женщина идет в гости.
В гостиной дамы за шестьдесят.
- В наше время мы все так хорошо одевались... как в Европе!
- Ах, конечно, вот я когда в Париже была, никто меня не принимал за турчанку... а эти... едут все туда: кто же нас будет Европой считать, когда и там уже - и у нас, в Измире! ладно, в Париже, черт с ним, но в Измире! - эти в тюрбанах своих!
- А если их еще и в университеты да в госучреждения пускать станут?
- Ах, что вы говорите, как можно? Пусть сидят дома! В своих пар-де-сю!
Мадам толерантность отсиживается у меня дома.
В других домах Измира она явно персона нон-грата.