НЕ и НИ - 3.
ya_exidna — 12.03.2010 Здравствуйте, садитесь... можно-можно, и вы заходите.Нет, дверь не закрывайте - может, еще кто-нибудь к нам присоединится... вход свободный.
Вернемся к нашим частицам.
Кто вчера не был на занятии - может списать конспект.
Итак.
"То самое" придаточное с усилительной частицей НИ нужно осознанно (наитие может и отказать, да?) отличать от похожих на него врагов пишущего народа.
Врага надо знать в лицо, правильно?
Враг народа номер 1.
Придаточное типа "Что бы он НИ говорил..." следует отличать от риторического вопроса или восклицания типа "Чего он только НЕ говорил!"
Видите, какая... засада, да?
В том вопросе-то тоже действие совершается: он же таки говорил. То есть по идее тут тоже должна была бы быть усилительная, а не отрицательная частица, но как бы не так.
Усилительная НИ перед сказуемым употребляется, как мы уже договорились, только в описанном мной придаточном.
А фраза "Чего он только НЕ говорил!" - совершенно самостоятельное предложение, а никому не придаточное.
Независимое оно. Само по себе.
Тем от нашего рокового придаточного и отличается.
И в нем пишется НЕ, несмотря на то что* действие, о котором идет речь, все-таки совершается.
Не спрашивайте меня - почему. Не говорите, что это несправедливо, бессмысленно и беспощадно.
Это так же беспощадно, как буква Я в слове "заяц": признали как факт, выучили, пишем, нет предмета для дискуссий.
Что бы он НИ говорил, она и слушать не хотела. - Первая часть этого сложного предложения - придаточное, а не главное. Действие в нем ("говорил") совершается - вывод: пишем нашу частицу НИ.
Чего он только НЕ говорил! - "да всё понятно, Ехидна, хватит уже: как только одна часть да восклицание, так мы и..."
Щаз.
Я вам раз - и сделаю предложение из двух частей, получите:
Чего он только НЕ говорил, чтобы ей понравиться.
И придется-таки вам вникнуть, какая часть тут главная, а какая - от нее зависимая.
И если мы видим, что "Чего он только не говорил" явно имеет собственное придаточное цели (зачем говорил-то?) и может использоваться отдельно , то писать в нем надо частицу НЕ.
Хотя действие совершается, да.
Нет, ничего нельзя поделать - разве что на уровне министерства специальным указом. Пока указа нет - будем вникать, кто тут главный, а кто придаточный, я дико извиняюсь.
Вникаем:
Как он НИ старался, ничего не получилось. - Не получилось - несмотря на что? Вопрос мы задаем от главного к придаточному, значит, первая часть - то самое придаточное, пишем НИ.
Чего НЕ сделаешь, чтобы добиться успеха. - Сделаешь - с какой целью? Первая часть - главное предложение, риторический вопрос по смыслу - пишем НЕ... потому что мы договорились в таких вопросах писать НЕ, и всё.
Где он НИ бывал, везде скучал по дому. - Придаточное с НИ.
Где он только НЕ побывал! - Независимое предложение, риторическое восклицание с НЕ.
Кто НИ делал это задание, каждый ошибался. - Задание делалось, первая часть не может быть самостоятельным предложением - это то самое придаточное, пишем НИ.
Кто НЕ пытался сделать это задание без ошибок!** - Все пытались... ну и что, что действие совершилось, - предложение-то у нас совершенно самостоятельное. Значит - НЕ.
Хотите попробовать?
Тогда домашнее задание:
1. Кто Н... проклинал станционных смотрителей! Кто с ними Н... бранивался!
2. Я, сколько Н... любил бы Вас, привыкнув, разлюблю тотчас.
3. Как волка Н... корми, он всё в лес смотрит.
4. Чем его только Н... кормили - миндалем в шоколаде!
5. С кем Н... случалось подобного?!
6. Чего бы мне это Н... стоило, я вам помогу!
7. За что он Н... возьмется, все делает отлично!
8. За что он только Н... брался, и все без толку.
9. Как Н... стыдно ему было, пришлось признаваться.
10. Как вам Н... стыдно признаваться в этом!
Просьба: если будете делать задание, скопируйте, пожалуйста, в коммент сами предложения, потому что мне так проще проверять, чем, например, "1 - НИ, 2 - НИ и т.д."
Есть еще несколько типов предложений, которые очень хочется перепутать с нашим придаточным.
О них - на следующем занятии, оставайтесь с нами и друзей приглашайте! :)
*Меня вчера спросили, почему я не поставила запятую перед "что" в "несмотря на то что". Я так понимаю, что сложные подчинительные союзы, которые отнюдь не всегда разделяются запятой, достойны отдельного разговора, да?
**Мне вчера посоветовали не перегружать текст примерами.
Знаю по собственному опыту, что иногда запоминается именно конкретный пример - и потом по аналогии с ним человек начинает писать правильно. Поэтому не думайте о примерах свысока и прочитывайте их тоже, не пропуская.
В выходные уроков не будет - ура, каникулы! :)