Токсичный стыд. Морально-политическое сожжение личности.

топ 100 блогов alex_rozoff29.03.2019 Все начинается с вот этой цитаты, маниакально любимой правоверными пуританами:
"Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну". (Евангелие от Матфея, гл.5)

Прежде чем разобрать эту фишку из христианской книжки-библии, вспомним некоторые моменты из социальной зоопсихологии человека. Люди - вид социальные млекопитающих. У всех таких видов имеются правила социализации (отчасти врожденные, отчасти приобретаемые), в области добывания пищи, выращивания потомства, снижения деструктивности агрессии.
Теперь более конкретно. Люди - один из видов всеядных социальных обезьян с перманентной (а не коротко-периодической, сезонной) гендерной активностью. Это значит, что спаривание и вообще половое поведение является одним из постоянно действующих социальных регуляторов. Кроме людей к таковым относятся шимпанзе-бонобо, макаки-резусы и мартышки-верветки.


Отметив это, перейдем к вопросу социально-ориентированного самоконтроля, как регулятора. Пример. Я просыпаюсь в 6 утра от того, что сосед по участку затеял интенсивно-шумные ремонтные работы. Первое естественное побуждение - взять дубинку, подойти и стукнуть его по голове. Тут срабатывает регулятор деструктивности агрессии. Я выдыхаю, и иду к соседу уже с более спокойными намерениями. В зависимости от темперамента, я или скажу ему "что за хрень ты творишь, дебил, в 6 утра?" или (в моем обычном варианте) "дружище, ты уверен, что эту работы надо делать именно в 6 утра, ведь неподалеку некоторые люди спят, прикинь".
Если в результате разговора мы подеремся, то после будем испытывать чувство вины (которое иногда в бытовом лексиконе путают с чувством стыда - о разнице пойдет речь ниже). Вина - вполне прагматичное социально зоопсихологическое состояние или эмоция (свойственная не только людям, а и многим социальным млекопитающим). Это негативная реакция психики на совершенное нарушение простых правил, диктующих избегание ненужных конфликтов, и мотивирующих акт компенсации. Вероятно, в таком случае, по инициативе одного из нас (соседа или меня) мы выпьем вечером по кружке пива и помиримся...
...Если кто-то из нас не является социопатом - но сейчас мы не о социопатах говорим...
...Так вот, после литра пива, мы с соседом помиримся, и скорее всего, больше не будем драться в подобных ситуациях - нас остановит выработанный сложный рефлекс, называемый припоминанием чувства вины. Иногда его путают со стыдом (о чем опять-таки речь пойдет ниже).

Так вот: вина, как регулятор, нормализующий отношений с соседями - важная и полезная штука.
Прагматичная африканская пословица (вроде бы бытующая также в Индокитае и Южной Америке):
"Если ты враждуешь с соседом, то его нож будет в твоей спине, а если дружишь - то в спине твоего врага".
Как сказал по другому поводу Иосиф Бродский: "Взгляд конечно варварский, но верный".
Короче говоря, отношения с соседом урегулированы по-доброму. Но ни мне, ни ему, в варварском обществе не придет в голову стесняться своего желания стукнуть соседа дубинкой по голове за невыносимый шум в неурочное время, или за какие-нибудь аналогичные действия. Ведь такое желание вполне естественно, причем (будучи под контролем выработанных рефлексов) оно не порождает фактических последствий в виде вражды с соседями. Оно реализуется в спокойном разговоре и более-менее приемлемом компромиссе.

А теперь переходим к феномену стыда, как токсичного инструмента власти, возникающего в тоталитарном обществе, паразитирующем на способности индивида испытывать чувство вины.
Вина имеет личную и объективную природу (формируется в значительной мере самим индивидом под влиянием реального действия), и она конструктивна («я поступил против разумных правил — надо бы это исправить и больше так не поступать»).
Стыд, наоборот, имеет публичную необъективную природу (формируется под давлением доминирующей части общества под влиянием диктата в отношении нереализованных желаний индивида) и не мотивирует к компенсации - поскольку компенсировать-то нечего, действие не произошло. С точки зрения философии, можно было бы подавить возникновение самих "стыдных желаний" (именно на это ориентируется пуританская пропаганда), но зоопсихологически это крайне сложно и противоестественно, поскольку возникновение желаний - это "глубинный" слой психики, слабо контролируемый "внешним" или "рациональным" слоем.
Таким образом, стыд порождает комплекс подавленности и декомпенсированной неполноценности индивида, делает индивида безвольным, дезориентированным, легко подверженным чужому влиянию.

Теперь вернемся к библейской цитате, с которой начали. Она состоит из двух тезисов, деструктивных с позиции зоопсихологии человека.
1. Запрет гендерных контактов, совершенно не свойственный высшим обезьянам-гоминидам, а значит, уже влекущий неврозы и деструктивную конфликтность.
2. Запрет желания таких контактов, вообще не реализуемый в рамках зоопсихологии, а значит, влекущий декомпенсацию и "выгорание" личности, пытающейся выполнить этот запрет.
На таких "перегоревших" личностях и основан христианский контроль сознания, и вообще контроль сознания в ригористичных "моральных" религиях

Реальная общественная ситуация в наше время резко обострилась с появлением некой третьей сущности между областью желаний, и областью их объективной реализации. Эта сущность - область киберпространства, где желания реализованы в виртуальной реальности (а нее в объективной).
И мы можем наблюдать морально-политическое сожжение личностей множества индивидов, которые частично перенесли свои желания в виртуальный мир, сделав их наблюдение доступным для контроля нео-пуританских инквизиторов. Вот объяснение цензуры в интернете и вообще в области компьютерной графической информации.

Пока, в условиях диктата нео-пуританства, обычный человек не может технически (силовым путем) сопротивляться инквизиции. Но он может, по крайней мере, стереть в себе токсичное чувство стыда, через которое им манипулируют. Это важно - чтобы уничтожить врага внутри своей психики. А что будет вне ее - в свое время - это отдельная тема.

"- Так как вы уже окончили школу, то пора…
— Что касается топора, отрубить ей голову!"
(Алиса в стране чудес)

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Социальные сети - это многолюдная виртуальная площадка, на которой ежедневно общаются миллионы пользователей. Так же это отличный источник дополнительного трафика, то есть пользователей на ваш сайт или блог. Как правило, подобные сети ...
Этим романсом Петра Ильича Чайковского на стихи Великого князя Константина Константиновича Романова Дмитрий Воропаев закончил очередной блок выступлений в шатре. Родился К.Р. в Стрельне; но сопроводить стихи хочется не снимками современного новодела вместо Константиновского дворца, а ...
Сам вопрос: Если я зафрендил человечка и тут же оказалась ,что мы с ним Manage Friends ,это значит,что этот юзер меня заврендил первее и раньше или просто человек ставит такую тему,где каждый кто его добавляет становится его взаимным френдом ,если и ...
О, как! А что пьём? Даже за чистую воду не поручусь. И никому в погоне за прибылью до этого нет дела. Здоровье общества вообще в приоритете власти не числится. Общий вывод я сделал давно: жить вредно. И ещё. С одной стороны, всё выше сказанное верно. Но, зациклившись на этом, ...
почему снесли пост. пост снесен по моей просьбе. ибо из понятни инфа расходится по инфосайтам очень быстро. то что обосрались в игромании - одно дело. а вот выпиливание неактуальной новости из кучи мелких ресурсов - гемор. Причем сразу же после выпила была тема о том что и почему. Теперь ...