Токсичный стыд. Морально-политическое сожжение личности.
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
"Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну". (Евангелие от Матфея, гл.5)
Прежде чем разобрать эту фишку из христианской книжки-библии, вспомним некоторые моменты из социальной зоопсихологии человека. Люди - вид социальные млекопитающих. У всех таких видов имеются правила социализации (отчасти врожденные, отчасти приобретаемые), в области добывания пищи, выращивания потомства, снижения деструктивности агрессии.
Теперь более конкретно. Люди - один из видов всеядных социальных обезьян с перманентной (а не коротко-периодической, сезонной) гендерной активностью. Это значит, что спаривание и вообще половое поведение является одним из постоянно действующих социальных регуляторов. Кроме людей к таковым относятся шимпанзе-бонобо, макаки-резусы и мартышки-верветки.
Отметив это, перейдем к вопросу социально-ориентированного самоконтроля, как регулятора. Пример. Я просыпаюсь в 6 утра от того, что сосед по участку затеял интенсивно-шумные ремонтные работы. Первое естественное побуждение - взять дубинку, подойти и стукнуть его по голове. Тут срабатывает регулятор деструктивности агрессии. Я выдыхаю, и иду к соседу уже с более спокойными намерениями. В зависимости от темперамента, я или скажу ему "что за хрень ты творишь, дебил, в 6 утра?" или (в моем обычном варианте) "дружище, ты уверен, что эту работы надо делать именно в 6 утра, ведь неподалеку некоторые люди спят, прикинь".
Если в результате разговора мы подеремся, то после будем испытывать чувство вины (которое иногда в бытовом лексиконе путают с чувством стыда - о разнице пойдет речь ниже). Вина - вполне прагматичное социально зоопсихологическое состояние или эмоция (свойственная не только людям, а и многим социальным млекопитающим). Это негативная реакция психики на совершенное нарушение простых правил, диктующих избегание ненужных конфликтов, и мотивирующих акт компенсации. Вероятно, в таком случае, по инициативе одного из нас (соседа или меня) мы выпьем вечером по кружке пива и помиримся...
...Если кто-то из нас не является социопатом - но сейчас мы не о социопатах говорим...
...Так вот, после литра пива, мы с соседом помиримся, и скорее всего, больше не будем драться в подобных ситуациях - нас остановит выработанный сложный рефлекс, называемый припоминанием чувства вины. Иногда его путают со стыдом (о чем опять-таки речь пойдет ниже).
Так вот: вина, как регулятор, нормализующий отношений с соседями - важная и полезная штука.
Прагматичная африканская пословица (вроде бы бытующая также в Индокитае и Южной Америке):
"Если ты враждуешь с соседом, то его нож будет в твоей спине, а если дружишь - то в спине твоего врага".
Как сказал по другому поводу Иосиф Бродский: "Взгляд конечно варварский, но верный".
Короче говоря, отношения с соседом урегулированы по-доброму. Но ни мне, ни ему, в варварском обществе не придет в голову стесняться своего желания стукнуть соседа дубинкой по голове за невыносимый шум в неурочное время, или за какие-нибудь аналогичные действия. Ведь такое желание вполне естественно, причем (будучи под контролем выработанных рефлексов) оно не порождает фактических последствий в виде вражды с соседями. Оно реализуется в спокойном разговоре и более-менее приемлемом компромиссе.
А теперь переходим к феномену стыда, как токсичного инструмента власти, возникающего в тоталитарном обществе, паразитирующем на способности индивида испытывать чувство вины.
Вина имеет личную и объективную природу (формируется в значительной мере самим индивидом под влиянием реального действия), и она конструктивна («я поступил против разумных правил — надо бы это исправить и больше так не поступать»).
Стыд, наоборот, имеет публичную необъективную природу (формируется под давлением доминирующей части общества под влиянием диктата в отношении нереализованных желаний индивида) и не мотивирует к компенсации - поскольку компенсировать-то нечего, действие не произошло. С точки зрения философии, можно было бы подавить возникновение самих "стыдных желаний" (именно на это ориентируется пуританская пропаганда), но зоопсихологически это крайне сложно и противоестественно, поскольку возникновение желаний - это "глубинный" слой психики, слабо контролируемый "внешним" или "рациональным" слоем.
Таким образом, стыд порождает комплекс подавленности и декомпенсированной неполноценности индивида, делает индивида безвольным, дезориентированным, легко подверженным чужому влиянию.
Теперь вернемся к библейской цитате, с которой начали. Она состоит из двух тезисов, деструктивных с позиции зоопсихологии человека.
1. Запрет гендерных контактов, совершенно не свойственный высшим обезьянам-гоминидам, а значит, уже влекущий неврозы и деструктивную конфликтность.
2. Запрет желания таких контактов, вообще не реализуемый в рамках зоопсихологии, а значит, влекущий декомпенсацию и "выгорание" личности, пытающейся выполнить этот запрет.
На таких "перегоревших" личностях и основан христианский контроль сознания, и вообще контроль сознания в ригористичных "моральных" религиях
Реальная общественная ситуация в наше время резко обострилась с появлением некой третьей сущности между областью желаний, и областью их объективной реализации. Эта сущность - область киберпространства, где желания реализованы в виртуальной реальности (а нее в объективной).
И мы можем наблюдать морально-политическое сожжение личностей множества индивидов, которые частично перенесли свои желания в виртуальный мир, сделав их наблюдение доступным для контроля нео-пуританских инквизиторов. Вот объяснение цензуры в интернете и вообще в области компьютерной графической информации.
Пока, в условиях диктата нео-пуританства, обычный человек не может технически (силовым путем) сопротивляться инквизиции. Но он может, по крайней мере, стереть в себе токсичное чувство стыда, через которое им манипулируют. Это важно - чтобы уничтожить врага внутри своей психики. А что будет вне ее - в свое время - это отдельная тема.
"- Так как вы уже окончили школу, то пора…
— Что касается топора, отрубить ей голову!"
(Алиса в стране чудес)
|
</> |