Тогда и сейчас
narine13e — 09.10.2019Чем больше изучаю армянскую действительность на рубеже XIX-XX тем больше узнаю наши времена. Как будто совсем ничего не изменилось. Хотя в нашем сознании до сих пор представление о прошлом — это одни сплошные крестьяне.
Древние армянские соцсети
Не только армяне, но весь мир в те годы, в качестве соцсетей использовал газеты. Выходило их великое множество, каждый день, в день несколько раз. Чиновники писали литераторам, литераторы друг другу — ссорились так, что искры летели. В одном из писем 1909 года, кстати, Туманян жалуется, что в обществе перебор юбилеев, что народ так ищет повод собраться, что отмечает все подряд, не заморачиваясь на значимость персон или событий.
Древние армянские путешествия
Если вы думаете, что мода на достопримечательности Восточной Анатолии появилась только в наши дни — то нет. Но, конечно есть разница — в те времена на этой территории жили армяне, и понаехавшие из России и Грузии Сарьян, Туманян, Суренянц, Тороманян не столько осматривали Карс и Эрзрум, сколько стремились к мертвому Ани. Средневековая павшая столица была самым популярным направлением, но не единственным — ездили по старым монастырям, карабкались на вершины Арагаца и Арарата.
Древние армянские партии
Точно также, как в наши дни, или даже чаще, в обществе возникали различные направления, организации, партии. Их критиковали не менее активно, чем в наши дни. Доставалось дашнакам, рамкаварам, гнчакам. Рисовали друг на друга карикатуры. Писали злые заметки в прессе.
Древняя ненависть к рабизу
В конце девятнадцатого века в обществе появилась жажда, тяга к корням. Горожане жаловались, что у них не осталось армянских песен: все или переведено с других языков, или это просто современные песенки о насущной жизни, а хотелось чего-то исконного. Именно тогда Екмалян, Комитас, Меликян и другие исследователи вышли в «поля» собирать народный фольклор. Почему ненависть к рабизу? Современные песни тех лет в городах были очень близки именно к этому жанру — в них описывалась обыденная жизнь, а публике вдруг захотелось хорошо забытого старого. Песен о журавлях, о родниках, о зимней тоске по весне: все то, что приносили с «полей» этнографы конца XIX века.
Это нив коем случае не значит, что городская песня стала менее популярна сразу у всех. Нет, она сохраняла свою аудиторию.
Древние модники
Вот еще моя любимая тема — говоря о том времени мы представляем всех в народных костюмах, за прялками, мужиков с небритыми и так далее. Между тем, женщины все чаще отказывались от тараза, особенно те из них, кто учился в гимназии. Переставали покрывать голову, одевались во все модное. Например, вот так:
Или вот так:
Хотя, этот заказчик мог быть кем угодно. Ну так о чем это я — времена не изменились, только вместо газет теперь монитор, и в одежде больше синтетики. Вот и все.
Карикатуры в газете Саприч
Мой проект можно поддержать добрыми материальными пожеланиями