Плакать за деньги
narine13e — 29.09.2019Думаете, Петр I запретил только бороды? О, нет! Он смёл ко всем чертям всю старую культуру! И в том числе, запретил «выти» — театрально оплакивать покойника. Традиция была общая, индоевропейская. Над усопшим «слово плача» произносили абсолютно во всех старых культурах Европы и Передней Азии. Консервативный Кавказ хранил многие эти ритуалы очень долго, так долго, что сегодня мы даже эпизод посмотрим... художественный, правда. Нырк под кат!
Плакальщиц приглашали за деньги, не потому, что реветь было больше некому. Нет. Просто эпохой раньше, это был ритуал, и оплакивающий был кем-то вроде тамады. Только невеселый, а грустный. Тамада Печали такой.
Но в пьесе «Хатабала» ситуация другая. Купец Замбахов хочет выдать замуж дочь. Но бедная Маргрит страшненькая, хоть и очень молодая. Любящий отец придумывает сложную комбинацию. Покупает тело покойника, у которого нет родственников, и организовывает пышные похороны, чтобы произвести впечатление на потенциального жениха. А чтобы все выглядело убедительно, приглашает плакальщиц.
На роль плакальщиц пригласили известных грузинских актрис, Екатерину Верулашвили и Нино Чхеидзе. Буду признательна, если подскажите имя третьей актрисы, потому что ни в титрах, ни в справочниках я его не нашла.
С плакальщицами связан забавный эпизод. Завхоз фильма сбежал вместе с гонорарами, за день до съемки сцены похорон. Вот она:
Актрисам сказали, что гонорар выплатить не смогут, но они ответили, что все равно хотят сняться в эпизоде похорон. На киносъемке звук записывается отдельно, поэтому вы не услышите, как эта троица оплакивает... сбежавшего с деньгами завхоза! Через час после съемок его поймали.
А вообще фильм Юрия Ерзнкяна прекрасный, он снят с большой любовью к уходящей фактуре, он полон скрытых знаков уважения к предшественникам: Амо Бек-Назаряну, Сундукяну. Но об этом как-нибудь потом.
|
</> |