Тысячелетний райх - 69
qebedo — 25.10.2023 Леон VI, Александрос и Константинос VII. Мистики вредные и полезныеВ 904 году предатель-ренегаД Леон из Триполи, перебежавший в ислям и заделавшийся Рашиком ал-Вардами, или попросту Гулям-Зурафом («рабом Зурафа») набежал с большим арабитянским флотом на Абидос, пожжа его, а потом захватил и ограбил Фессалонику 31 июля. Однако в День св. Фомаса 6 октября 906 года друнгарий (флотоводец) Химериос сильно побил арабитян на море, и до 912 года они никуда особо большими кучками не плавали… Тем временем в Константинополисе продолжалась семейная драма василевса Леона VI. В 901 году он, чтобы жениться в четвертый раз, назначил патриархом своего личного мистика (секретаря) Николаоса, прозванного очень странно — Мистикос. Оная «морда лица» сразу же плюнула в благодетеля, категорически отказавшись давать разрешение на «блудодейство еретическое». Но увы — патриарха подвело окончательное попутывание берегов, ибо он поддержал (тайно) в 906—907 годах восстание стратига Андроникоса Дукаса, захватившего крепость Каваллу возле Икониона (Конья) и пытавшегося стать василевсом. Ничего особо не получилось, Дукас сбежал к арабитянам, а припертый к стене Мистикос выбрал жизнь и 6 января 906 года крестил-таки ребенка Константиноса, рожденного 18 мая 905 года Леону женщиною Зои Карвонопсиной (Углеокой, а не вот то, что вы подумали), с которой тот «просто так жил».
Младенец получил ник Порфирогенитос — «Рожденный в Порфировой [зале дворца]», где обычно проходили роды василисс. Так называли детей василевса, появившихся на свет уже после его восхождения на трон. Но поскольку мать и отец были не венчаны, Константинос считался незаконнорожденным. Крещение помогло немного приподнять статус бастарда, но требовался полноценный брак родителей для его окончательного аннулирования. А патриарх Мистикос категорически предписал Леону изгнать от себя Карвонопсину. Фигвам, сказал царь, и обвенчался с помощью дворцового священника Фомаса со своею супругою. Николаос тут же отлучил Фомаса от церкви, а василевсу запретил входить во храмы, и для молитв пришлось Леону пользоваться пристроем к Агиос Софии во дворе. Тогда царь снова вынул из карманов письма Мистикоса к Дукасу, что вынудило патриарха 1 февраля 907 года отречься. Новым предстоятелем стал духовник василевса Евфимиос, который признал брак с Зои законным, а Константиноса — законнорожденным и соправителем отца.
Однако змея таилась под тою колодою, о какой Леон даже не думал. Как только 11 мая 912 года он умер, все сразу вспомнили о его брате Александросе, который вдруг стал реальным правителем всея РоманИи. Оказалось, что у него свой собственный взгляд на последний брак брата — резко отрицательный. Патриарх Евфимиос был изгнан в ссылку, а на кафедру возвращен Николаос Мистикос. Изгнана ото двора была и Зои Карвонопсина. Однако свергать своего племянника Александрос сразу не решился — семилетний Константинос оставался соправителем. «Сей Александрос увлекся обманщиками и чародеями, которые убедили, его, будто медный кабан на ипподроме как бы является его знаком. Он, — утверждали они, — сражается со Леоном (то есть братом Александроса), и намекали на его свинскую жизнь и неразумие. Обманутый ими, он восстановил у этого кабана отбитые зубы и детородный член. И вот, поверив такому обману, сей несчастный устроил ристания и украсил ипподром, забрав с этой целью из церквей священные покрывала и светильники. При этом он воздавал идолам честь, приличествующую только Богу».
Александрос (кликабелен)
Для чего-то новый-старый василевс решил пустить всё в пинки — отказался выплОтить ежегодные «подарки» булгарам, и радостный Симеон объявил новую войну с ромеями. А Александрос был увлечен иной затеей — кастрировать племянника, чтобы… Тут «хронЕки» впадают в странную нелогичность — детей у дяди не было, и резать всю династию на корню было «тупо накуа»? Но в любом случае ничего не успелось: «Александрос же, позавтракав и выпив вина в самый зной, пошел поиграть в мяч. Был, однако, поражен мечом божиим и вернулся в крови, текшей из носа и детородного члена. И через два дня скончался, шестого июня, в воскресенье, первого индикта, опекунами оставив патриарха Николаоса, магистра Стефаноса, магистра Иоанниса Эладу, ректора Иоанниса, Евфимиоса, Василицу и Гаврилопулоса, царство же передал сыну Леона Константиносу».
Гнусный Мистикос продолжал тайно гадить (и да, вы угадали — ПЦ сделала его потом святым, не пропадать же такому энергичному кадру) — он предложил занять трон доместику схол (главнокомандующему) Константиносу Дукасу. Тот 8 июня 913 года с верными воинами вошел в столицу, но фанаты на ипподроме, где обычно кричали в цари, его не приняли, а Иоаннис Элада собрал этериотов (гвардейцев — иностранных наемников) и матросов, с которыми напал на Дукаса. Во время уличного пообища мятежник упал с коня и был убит, как и его сын Григориос. Другой сын Стефанос был схвачен и оскоплен, а многих разоблаченных сторонников Дукаса поймали и кОзнили. Патриарх же был наказан легче всех — ему было за всё, что он сделал, примерно ничего…
Константинос VII и его мать Зои Карвонопсина
«В августе месяце архонт Болгарии Симеон с огромным воинством двинулся в поход на ромеев и подошел к Константинополю. Он окружил город валом от Влахерн до Золотых ворот и возмечтал без труда взять столицу. Когда же увидел, как крепки стены, как неприступен город благодаря множеству гоплитов, камнеметных и стрелометных машин, заколебался в надеждах, отошел к Евдому и запросил, мира. А когда опекуны с радостью согласились, посылает Симеон магистра Феодора для переговоров о мире. Патриарх же Николаос, Стефаниос, магистр Иоаннис, захватив с собой царя, пришли во Влахерны, привели туда двух сыновей Симеона и стали трапезничать с царем во дворце. Патриарх же Николаос отправился к Симеону, и Симеон склонил перед ним голову. Как рассказывают, патриарх, сотворив молитву, вместо венца водрузил на его голову свою накидку. Ублаженные бесчисленными и богатейшими дарами Симеон с сыновьями, хотя и не было меж ними согласия по поводу упомянутого мира, вернулись в свою землю». Также патриарх официально признал правителя «василевсом булгар», каковое титло (переведенное на славянский язык како «царь»), Симеон и его преемники с тех пор активно юзали вплоть до ХХ века.
|
</> |