Телефриджевая формула политической (не)стабильности. Холодильник против
alex_rozoff — 24.01.2019 Сегодня удачный день, чтобы поговорить о телефриджевой формуле - эмпирически установленной, но математически не определенной с достаточной точностью формуле войны национальной пропаганды и домашней экономики в условиях, когда государство хочет лояльности граждан, однако не может обеспечить такой экономический режим, чтобы уровень доступного материального потребления для граждан хотя бы не снижался.Почему сегодня?
Просто: произошли свежие события, когда телефриджевый эффект проявил себя в чистом виде. У большинства граждан Венесуэлы (государства-бензоколонки с 30-миллонным населением) оказались на кухне почти пустые холодильники при ураганной TV-пропаганде национального сплочения вокруг неких "боливарийских идеалов" и вокруг персонально товарища Мадуро. ведущего нацию в светлое будущее, преодолевая интриги враждебного внешнего окружения.
С общесистемной математико-политической точки зрения совершенно не важна конкретика телевизионной пропаганды. Важно лишь ее соотношение с пустотой холодильников.
Результат - в новостях.
Теперь, собственно, приближенная телефриджевая формула:
S = Tele*(D - Tele) - C/(Fri - B)
Где:
S - политическая стабильность режима (если S приближается к нулю, режим разваливается)
Tele - интенсивность телевизионной пропаганды.
D - предельно-возможная плотность пропаганды (т.е. Tele < D, поскольку в сутках лишь 24 часа, часть из них человек спит, и каналы восприятия информации не безграничны).
C - параметр, зависящий от культурно-потребительских традиций.
Fri - условная наполненность холодильника (т.е. уровень доступного материального потребления для обычных граждан).
B - базовый уровень социально-биологического выживания человека в данной среде (т.е. Fri > B, поскольку в противном случае общество мгновенно разрушается из-за технического голода).
Как это работает.
При малом объеме пропаганды, каждая дополнительная единица пропаганды вызывает почти линейное повышение стабильности. Но при приближении объема пропаганды к пороговому значению D, воздействие дополнительных единиц пропаганды падает, и далее вообще сходит на нет.
При высокой наполненности холодильника (т.е. высоком уровне материального благополучия) фактор нестабильности, вызванный недовольством граждан на тему своего материального положения, слабо сказывается. Но по мере приближения к пороговому уровню B, фактор недовольства растет гиперболически - поскольку знаменатель в соответствующей компоненте формулы стремиться к нулю.
Иначе говоря: при падении уровня жизни, холодильник всегда одерживает победу над телевизором. Разумеется, формула пока очень приблизительная. Она многого не учитывает.
Например, известно, что "эффект холодильника" зависит не только от падения уровня жизни в абсолютном выражении, но и от падения уровня жизни относительно уровня жизни в поколении родителей.
Так, французский уличный мятеж "желтых жилетов" произошел при уровне жизни, который считался бы превосходным где-нибудь в Центрально-Африканской Республике.
Но во Французской республике он оказался ниже, чем уровень жизни в 1980-е годы.
Еще один немаловажный пункт. При высоком уровне жизни, даже при невысоком уровне телевизионной пропаганды, никакие факторы не могут вывести общество на трассу падения режима. Пример - Сингапур, где вполне фашистский режим, полностью игнорирует т.н. "права человека", остается стабильным, поскольку холодильник спокоен.
Автор будет благодарен комментаторам за любые поправки и конструктивные идеи.
|
</> |