Техномагия против арифметики - или об одном посте Сапожника
anlazz — 23.03.2021 Забавно, но возникла необходимость выступить в защиту Рощина-Сапожника. Кажется, как это может быть вообще: Сапожник «классический» либерал-антисоветчик-антикоммунист? Однако и он может высказывать (иногда) верные мысли. Вот, например, в недавнем посте он возмутился тем, что в США народ не может складывать цифры в уме. Там приводится довольно широко разошедшаяся в блогосфере история про США, но суть не в этом. Поскольку и «у нас» сейчас существует что-то подобное, особенно с молодыми поколениями.Однако комментаторы восприняли данную мысль крайне странно. Во-первых, автор поста был обвинен в «задорновщине». (В подражании сатирику Задорнову, если кто не понял.) Дескать, тот в свое время ввел мем про американцев «Ну тупые!», чем поспособствовал росте российского шовинизма. (При этом то, что Задорнов про «местную» тупизну говорил много больше, по какой-то причине не учитывается.) Но это – только во-первых. Поскольку было еще и во-вторых. Которое состояло в том, что ему наперебой начали объяснять, что в массовом отказе от устного счета нет ничего плохого. Дескать, это прямо следствие прогресса, противится которому было бы глупым.
Последнее и есть самое интересное в данном случае. Поскольку это мнение показывает становящуюся все более популярной среди «интеллектуального класса» идею о том, что «каждый должен знать только то, что ему нужно». Поскольку лишние знания только уменьшают «рыночную привлекательность» индивида, отнимая у него время на овладение востребованными компетенциями. Знание арифметики же в данном случае оказывается компетенцией невостребованной, ибо с ее задачами справится простейший калькулятор, который есть в каждом телефоне.
То есть, речь идет об углублении отчуждения людей, о доведения их до роли чистой функции, того самого «придатка машины», о котором говорили еще классики. Конечно, в случае с калькулятором – или, как в приведенном пример, с электронной кассой – это выглядит не столь инфернально, как в случае с «демоноподобными станками» позапрошлого века. Но суть от этого не меняется. В том смысле, что речь идет о фактическом лишении человека свободы своего поведения, ограничиваемой «умными машинами». Разумеется, не в том смысле, в каком боится этого Сапожник – вслед за своим кумиром Оруэллом видящий опасность построения всемогущего ИИ, контролирующего каждый человеческий шаг. (Поскольку никакого ИИ пока не создали, и вряд ли создадут в ближайшее время.)
А в смысле того, что у человека, не понимающего, «как работают» те или иные явления природы – в том числе и математические вычисления – мир превращается в сплошные загадки и «черные ящики». Существовать в среде которых можно, только исполняя некие ритуалы, данные извне небольшим количеством «знающих». Которые, понятное дело, могут делать с «темной массой» все, что угодно – как это делали властители прошлого. (Обеспеченным мощной «мистической машиной» разного рода верований.)
Проще говоря, если человек не умеет складывать числа, то данный процесс для него становится разновидностью магии, доступной лишь посвященным. Разумеется, на обыденной жизни это сказывается – скорее, наоборот: привычка доставать по любому случаю калькулятор или верить полученным в компьютере числам существенно упрощает существование. Однако, в целом, подобное положение несет серьезную опасность, поскольку любая ошибка в вычислительных устройствах реализуется в жизнь. (Именно поэтому инженеров в свое время учили изначально «примерно прикидывать в уме», а уж потом вычислять на калькуляторе или ЭВМ.)
Впрочем, есть тут и более серьезная опасность. Состоящая в том, что указанное нежелание усваивать «ненужные вещи» постепенно может захватить все этажи «общественной пирамиды», приведя к том, что и «верхи» перестанут понимать реальность. Превратясь в таких же «вводителей цифр», как и низы. Впрочем, почему это «перестанут»? На самом деле уже перестали: как показала прошлогодняя эпидемия, большая часть руководителей уже сейчас могут работать только формальным образом. (На уровне «числовводителей».)
То есть, происходящее по мере роста отчуждения «заколдовывание Вселенной» -т.е., утрата какого-либо ее понимания, за пределами ритуального – в конечном итоге ведет к потере человеком способности к разумной деятельности. (И, как следствие, к утере его способности реагировать на «невключенные в ритуалы» моменты.) Так что приведенный пример не такой уже и безобидный, как кажется на первый взгляд.
И еще забавное: в комментариях Сапожнику указали, что нечто подобное было написано у Айзека Азимова в рассказе «Чувство силы».( Кстати, этот самый рассказ, читанный в далеком детстве, мне вспоминается в последнее время постоянно по мере «всплывания» указанной темы. Другое дело, что я не помнил его названия, ни даже того, что автор его Азимов.) Так вот: данное произведение было напечатано еще в 1959 году. Т.е., великий фантаст еще тогда понимал, что рост отчуждения и разделения способен, в конечном итоге, превратить самые элементарные математические (и иные) действия в пресловутую «техномагию». Как, в конечном итоге, и случилось – с поправкой на три десятилетия, во время которых указанное отчуждение было снижено за счет «Советской тени». (То есть, процесс утраты базовых знаний на Западе наступил только после 1991 года.)
Ну, и в качестве противовеса этому можно привести концепцию, созданную советским фантастом Иваном Антоновичем Ефремовым. Который, напротив, видел обязательность понимания каждым человеком не только банальной арифметики, но и основ труда – как процесса изменения мира. В том смысле, что в своей «Туманности Андромеды» он ввел в школьное обучение использование «архаичных» уже для его времени операций, вроде шлифовки оптических стекол или постройки старинного корабля. (Ну, и тот момент, что в данном произведении явно указано на сохранение ручного письма при наличии автоматических записывающих устройств, так же много значит.)
Впрочем, обо всем этом надо будет говорить уже отдельно…
P.S. Ну, а то, почему указанные выше «интеллектуалы» - особенно относящиеся к «программистам» - так активно выступили против Сапожника в данном случае, думаю, загадкой не является. В том смысле, что «жрецом» - пускай и с приставкой «техно» - быть, в любом случае, приятно. Даже если эта приятность только психологическая.
|
</> |