Тайна "Его ворсейшества"

топ 100 блогов anlazz06.11.2023 Вот нашел еще интересный пример того, как формируются человеческие потребности. Который показывает, как эти потребности а) неочевидны б) вызываются исключительно социальными факторами в) их "истинные" причины возникновения имеют, как правило, очень отдаленное отношение к нашей реальности.

А именно: у Мастерка прочитал очередной пост о "советских привычках, которые надо изживать" - таких постов в сети очень много, этот просто последний прочитанный - среди которых (привычек) была указана и привычка вешать ковры на стены. Причем, со "стандартным объяснением", состоящим в том, что "...Ковры хоть как-то глушили звуки, доносившиеся от соседей из-за тонких стен. Да и теплее было с коврами-то. " Может показаться, что данный момент, действительно, совершенно рационален. (А вот действия советского правительства, не давшего каждому жители по десятку "ворсейшеств", наоборот, нерациональны.) Но, разумеется, как и все "общеизвестные объяснения", оно полностью ошибочно.

Хотя бы потому, что не объясняет, почему "глушить звуки" было нужно исключительно в советское время и только в нашей стране (на самом деле ковры вешали не только... впрочем, об этом будет ниже), хотя в тех же современных "человейниках" звукопроводность как бы не выше. (По крайней мере, по сравнению с кирпичными хрущевками точно выше. А если учесть, что в "человейниках" и людей много больше...) Ну, а про те же западные квартиры, в которых часто бывают гипсокартонный (!) перегородки, и говорить нечего. Но никакой "ковромании" во всем этом нет. В то время, как в СССР даже в монументальных "сталинках" они были. (Про "тепло" и говорить нечего: если бы дело было только в тепле, в Европе бы коврами завешивали даже потолки.)

То есть, в данном случае мы имеем дело не с "рациональным объяснением", а с рационализацией явления, вызванного совершенно иными причинами. Причем, причинами очень хорошо известными и достаточно очевидными - но при этом мало кем принимающимися во внимание. Впрочем, это так же понятно: дело в том, что корни "ковромании" уходят достаточно далеко в историю. По крайней мере, первым ее - "любви к коврам" - этапом (на самом деле первый он условно, будет еще "нулевой", но о нем скажу в самом конце) стоит считать т.н. "идею ориентализма". То есть, представление о том, что есть некий "Восток" со своим колоритом и тайнами - а так же модой на все "восточное". Появился этот "ориентализм" в Европе где-то в конце XVIII - начале XIX столетия, когда европейцы "неожиданно" даже для себя отхватили "больше, чем полмира" в качестве колоний и полуколоний.

Собственно, можно сказать, что "ориентализм" - это "культурная контрибуция", изъятие культурных ценностей, причем часто физическое. Тех же ковров из Индии или Египта в Европу было ввезено очень и очень много - настолько много, что они (ковры) практически "забили" аборигенные европейские гобелены. Ну, и а уж отсюда - из этой "моды на восточное" - возникло и собственное европейское "ковропроизводство". Впрочем, для нас тут важно даже не это, а то, что "использовать ковры" и даже "вешать их на стену" начали первыми европейцы (потому, что "на Востоке так принято"), а уж из Европы - прежде всего, из Англии - эта мода пришла и к русской аристократии. (Разумеется, до этого ковры в России знали - с той же Персией у нас были интенсивные связи - но клали их, в основном, на пол.)

То есть, "ковромания" - это не какой-то там отсталый "совок", а "передовая Европа", пускай и двухвековой давности. В любом случае, во второй половине XIX столетия "ковер на стене" был достаточно частым явлением в аристократическом жилье. (Хотя никаких "проблем с шумоизоляцией" у аристократов, в общем-то, не было.) Ну, а далее, думаю, все понятно. В том смысле, что эта "барская привычка" - как и огромное количество иных "барских привычек" - была "поднята" формирующейся советской интеллигенцией, и принята в состав некоего "корпуса представлений о хорошей жизни". (Как уже не раз говорилось: "хорошая жизнь - это жизнь барская, хозяйская".) Разумеется, о том, для чего дворянам были нужны ковры - в том числе и на стенах - эти самые советские интеллигенты не задумывались. (Впрочем, как уже было сказано выше, сами дворяне так же особо в подобные вещи не вникали, тупо следуя за европейской модой - причем, с известным опозданием.) Потому, что главное тут было то, что "баре имели - и мы должны иметь".

Ну, а далее, за интеллигентами - то есть, лицами, определяющими общественное сознание - неизбежно последовали и остальные. Потому, что "обычному человеку" реально некогда думать о том, как надо рационально обставлять жилище - он привык следовать "образцам" из журналов и кино. В общем, спрос на ковры - причем, спрос взрывной - был создан. А вот удовлетворить его оказалось - понятное дело - невозможно. Потому, что вплоть до указанного момента - до того, как ковры начали покупать не ограниченное число русских помещиков, и пусть гораздо большее, но все же ограниченное число советских интеллигентов 1930-50 годов, а именно что "масса населения, стремящаяся к прекрасному" - "ковровая индустрия" со своей задачей прекрасно справлялась. Несмотря на ручной и полуручной труд. (Все же ковер был скорее "эксклюзив", нежели "ширпотреб".) Но вот когда пошла эта масса в 1960... ну, думаю, далее все понятно.

То есть, еще раз: в случае с ковром (на стене) мы имеем дело с созданной совершенно случайно потребностью, никакого рационального основания у которой нет! Но которая оказалась крайне важной в "интеллигентских ориентированной" позднесоветской стране. Равно как и все другие "инициированные интеллигенцией" "потребности", которые имели примерно тот же смысл. Самое же смешное - это то, что как уже в 1980 годы, после того, как ковров, все же, стали выпускать в очень большом, хотя и не достаточном для удовлетворения всех желающих, количестве, указанная интеллигенция совершенно потеряла к ним интерес. И ... начала разворачивать "антиковровый тренд", согласно которому "его ворсейшество" не только никому не нужен - но и представляет собой "архаичных совковый артефакт". Потому, что - как уже неоднократно говорилось - то, что есть у многих, цены не имеет. Вне того, какие потребительские качества оно имеет само по себе.

Собственно, указанные "антиковровые статьи" - наподобие приведенного поста - это именно "это самое". В смысле - стремление интеллигенции в очередной раз выделиться над "серой массой", показать себя "истинными барами". (У них это называлось раньше "аристократы духа", теперь же, думаю, есть более современные названия.) Но рассматривать данный момент, понятное дело, надо уже отдельно.

P.S. И да - о "нулевом этапе" ковромании. То есть, о том, откуда же, собственно, и взялись ковры на Востоке - скажем, в той же Индии или у арабов. А взялись они из тех циновок, которыми обязательно должны пользовать кочевые племена в устройстве своих жилищ. Вот тут ковры да, играют роль и тепло, и шумоизоляторов - то есть, имеют исключительно рациональный смысл. (Хотя и демонстрацию богатства так же никто не отменял.) Ну, а когда эти самые кочевые племена начали завоевывать земледельческие царства - скажем, арабское завоевание VII-VIII веков, монгольское XIII-XIV - то эта самая "традиция" переходила к последним. То есть, в той же Индии ковры были... таким же "внешним заимствованием" с отсутствующей рациональной целью, как и в Британии начала XIX или в России начала XX веков. (Или в СССР 1970 годов, например.)

Такая вот сложная история "ковромании" - кажущейся на первой взгляд очень простой. (Ну да: "ковры - это от шума и для тепла".)

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Доброго времени суток! Меня зовут Елена,мне 46 лет, и у меня здесь было много разных дней. Но это было примерно год назад. Раньше бы я написала, живу и работаю в Москве. Теперь я живу в Испании. Живу и не работаю в Торревьехе вместе со своим мужем. Я покажу 4 ноября, обычный спокойный ...
Всем привет! ;) Похоже, эротические календари мы будем рассматривать вплоть до самого лета =) Я нахожу всё новые и новые экземпляры. Причём интерес мой направлен именно на корпоративные календари различных предприятий и организаций, а не плейбоевские, ничем не отличающиеся по стилю от ...
За окном всё ещё по-зимнему снежно и пасмурно. А вот рассвело заметно пораньше. На лоджии ярким малиново-фиолетовым светом подсвечивается дачная рассада, Умка и Алиса сторожат на ...
Непристойная наклейка Страшно, аж... ...
Всем привет! Ловите последние новости с самого феерического события этой весны - Юбилейного Кеглепада - 2018! Помните, мы вам обещали сюрприз от Park Inn by Radisson Прибалтийская ?