Гламур - как "пластмассовая копия" прекрасной эпохи

Но и потому, что эта самая "прекрасная эпоха" оказывается очень сильно похожей на ... т.н. "эпоху гламура", которая установилась в мире после гибели СССР. У нас данный период - как все еще помнят - ассоциируется, в основном с 2000 годами, но это "локальная особенность". Потому, что "гламур - как явление" можно прекрасно увидеть еще в 1990 годы. На Западе, разумеется - у нас в это время были "лихие 1990" с несколько иными особенностями. Хотя и тут можно прекрасно увидеть "маркеры гламура" - например, господство "декларативной женской красоты", пускай и более вульгарного типа, нежели во всем мире. Или - "страсть к красивым вещам", от "600 мерсов" до золотых цепей толщиной в палец. Да, эта самая "новорусская мода" так же вполне гламурна, потому что...
Впрочем, об этом будет сказано чуть ниже. Пока же стоит отметить, что даже само слово "гламур" ("glamour") настолько отчетливо "пахнет" Серебряным веком, что в свое время мне казалось: оно именно оттуда. То есть, из 1900-1910 годов, из времен "девушек нервных", ридикюлей и бонбоньерок, декадентов и "кокаинеток". (Тем удивительнее было узнать, что в русский язык данное понятие было введено только в 1990, хотя в Европе действительно использовалось с конца XIX века.) Впрочем, понятно, что само слово тут вторично. Гораздо более важно то, что именно "серебряновековое впечатление" создавала культура указанного времени - начиная с различных клубов, очень популярных тогда. Даже в провинциальных городах были "клубы" со всеми элементами этой культуры - возможно, только без ЛСД. (А ведь "клуб" - это так же "оттуда", от элитных мужских заведения "довоенного времени", а не от советских учреждений культурного досуга.) И заканчивая бесконечными журналами - "глянцем", как было принято тогда говорить. (Если кто помнит, то в 1900-1910 годы так же был "издательский бум", с журналами и альманахами.)
Самое же главное - то самое базовое отличительное свойство - и в "прекрасную эпоху" и в "годы гламура" из культурной жизни общества полностью исчезло упоминание о любой производственной деятельности. (Если кто сомневается в том, что в "допрекрасное время" эти упоминания были, то пусть вспомнит тех же передвижников с их изображением крестьянского труда. Или, вообще, очень высокий уровень "социального накала" в литературе - причем, не только русской.) Скорее наоборот - в это время производство стало "маркером неудачника": ты где работаешь? На заводе! Ну ты лох!!! Антиподом "завода" стал "офис" - некое пригламуренное место, где люди "работают с бумагами" с непонятной целью. ("Перекладывание бумажек с места на место" - это именно оттуда.) Ну да, "тебе повезло, ты не такой, как все. Ты работаешь в офисЕ" - как пела тогда модная панк-группа.
Самым же главным в жизни этого самого "офисного планктона" стала пятница. Точнее, Пятница, великий день, когда "напряженный труд" по переработке бумаги из принтера в шредер заканчивался, и начиналось "время отрыва". В Пятницу надо было "оторваться как следует" - в тех самых "клубах". (Потом в барах и пабах, когда "клубный формат" начал приедаться.) Это, собственно, и было главной целью, главным смыслом жизни - о чем снимались фильмы, писались книги и сочинялись анекдоты. А вся остальная неделя шла "в придачу" к благословенной пятнице.
Подобный момент, кстати, весьма интересен - потому, что в настоящую la belle epoque ситуация была несколько иной. В том смысле, что там "умники", если так можно сказать, вели бесконечную "пятничную жизнь": находились постоянно "подшофе", трезвея лишь изредка. Хотя, конечно, некоторые и ходили на службу - но тогдашнее "устройство транспорта" позволяло совмещать "приятное с полезным". В любом случае "холодная голова" не была ценностью и 1910, и 2000 - скорее наоборот. (Чем больше "стимуляторов", от аперитива до кокаина употребляла личность, тем более "социальной" она считалась в обоих временах.) Ну, а почему бы и нет, если от "работы" данных личностей не зависит ровным счетом ничего? (В 1910, конечно, зависело - но тогда все "грехи" традиционно вешались на "не умеющее думать быдло", сиречь на пролетариат.)
То есть, можно сказать, что в "период гламура" большая часть "огламуренных" были таковыми "частично", временами, когда в конце рабочей недели они могли изображать из себя "настоящих бар". В смысле - "людей без проблем", почти олигархов, которые могут позволить себе отдыхать на Лазурном берегу, и лишь по стечению обстоятельств вынуждены сидеть в баре города Сызрани или Южного Бутова. В то время, как в "настоящую прекрасную эпоху" значительная часть посетителей клубов и прочих "заведений" реально могла позволить себе подобную жизнь. (Хотя и тогда "имитаторов" хватало.) То есть, весь этот "гламур" изначально был "не совсем эпохой", а скорее некоей игрой "в Серебряный век". Игрой в сытых и самодовольных типов, не имеющих проблем.
В которых играли те, у кого проблем было более, чем достаточно. Те, кто устраивал свой "гламур", беря кредиты и делая вид, что сможет их отдать. Это касалось и отдельных личностей - цунами "потребительского кредитования" началось как раз в это время. Но и разнообразные "бизнесы" и даже государства - которые, в общем-то, делали то же самое. В смысле: за счет массового кредитования создавали видимость "красивой жизни". Понятно, что это было не навсегда: бесконечно занимать невозможно, надо когда-то отдавать. Но тогда - в период "гламура" - об необходимости отдачи даже не думали.
О том, почему так происходило, надо говорить отдельно - поскольку тема эта сложная и многозначная. Тут же можно только сказать, что в этом самом "гламуре", в этой самой "красивой жизни в кредит", по существу, происходила "компенсация" всех тех "страданий", которые "перенесли" в прошлом веке интеллигенты. Ну да: когда им пришлось самим учиться готовить есть и штопать свои носки, а главное - ходить на ненавистную работу и реально там что-то делать. Теперь же они - эти самые "пролетарии умственного труда", ставшие "офисным планктоном" - отрывались за все это. Наслаждаясь "неожиданно свалившимися" после гибели СССР красотой и комфортом.
И не ведая о том, что эти "красота и комфорт" сходны с теми удовольствиями, которые получает наследник, пропивающий доставшееся ему от предков. Или - если говорить иначе - человек, который продал почку чтобы купить последний "Айфон". В общем, тот, кто однозначно разменял будущее на сытое настоящее. А точнее - как уже было сказано - скорее на иллюзию этого "сытого настоящего", на "китайскую подделку" того, что и само по себе было "изделием сомнительного качества" (а уж в этом виде...)
В общем, построили себе "умные люди" пластилиновый Рай с совершенно очевидными перспективами. И сделали вид, что этих перспектив не видят - ну, а что, может на наш век хватит, а дети... а что дети, им и так столько лет было "самое лучшее", пускай теперь пострадают. (Да и с детьми-то у "гламурных" дело обстояло довольно условно.) В общем, закончилось все это достаточно ожидаемо. Примерно так же, кстати, как "в прошлый раз" - хотя нет, в этот раз еще не закончилось, а лишь начало заканчиваться. Но об этом будет сказано уже отдельно....
|
</> |