
Танчик-попрыгунчик


Ровно 90 лет назад, 24 мая 1931 года Комиссия Обороны при Совнаркоме издала секретное постановление о принятии на вооружение колесно-гусеничного "танка-истребителя" БТ-2 и о развертывании его серийного производства на Харьковском тракторном заводе. Благодаря этому постановлению Красная армия в 1931-33 годах получила 620 самых быстрых в мире танков, а потом - еще более семи тысяч их прямых наследников - танков БТ-5 и БТ-7.
Высокая энерговооруженность, достигнутая благодаря мощному американскому авиационному мотору "Либерти" (его советская копия называлась М-5), позволяла БТ-2 совершать с разгона и с трамплина прыжки длиной до 30 метров. Никакого военного смысла это не имело и грозило разрушением подвески (хотя в советских пропагандистских фильмах нередко показывали, как БТ лихо перелетают через реки и овраги), но выглядело очень зрелищно и внушало людям уверенность в том, что для сталинских танкистов не существует преград.

Танки БТ-2 в пушечном и пулеметном вариантах.

Прообраз БТ-2 - американский легкий танк Кристи. В башне - его создатель - инженер Джон Кристи. Два таких танка без башен в 1930 году были куплены Советским Союзом за 135 тысяч долларов под видом "сельскохозяйственных тракторов" и скопированы специально созданным КБ Харьковского завода.

Пулеметные БТ-2 из 44-го танкового полка, подбитые и захваченные немцами на Западной Украине 22 июня 1941 года. Почти все эти "кузнечики", имевшие очень тонкую броню, были потеряны в первые месяцы войны, нанеся противнику весьма незначительный урон.

БТ-2, брошенный и захваченный немцами в Полтаве.

Пушечный БТ-2 в танковом музее парка "Патриот".
|
</> |
