Броненосец для Царьграда


Ровно 135 лет тому назад, 18 мая 1886 года (по новому стилю) на Севастопольской верфи Русского Общества Пароходства и Торговли (РОПИТ) был спущен на воду эскадренный броненосец "Чесма" - один из мощнейших на тот момент военных кораблей в мире. В качестве главной боевой задачи новой плавучей крепости и однотипных с ним броненосцев "Екатерина II" и "Синоп" предусматривался встречный артиллерийский бой в узких проливах.
Думаю, ясно, о каких проливах шла речь. Россия вновь, в который уж раз, начала подготовку к войне с "нечестивыми османами" за овладение Константинополем, он же Истамбул, он же Царьград, под лозунгом "Крест - на Святую Софию!" Ранее русские войска уже неоднократно стояли буквально в двух шагах от ворот "Второго Рима", но всякий раз им так и не удавалось сделать эти последние шаги.
Однако навязчивая идея захвата черноморского "коридора", а заодно и бывшей столицы Византии, прямым наследником которой считала себя Российская Империя, по-прежнему владела умами петербургской элиты. На протяжении более чем двух столетий ей очень хотелось прорубить второй - южный - проход в Европу, но для этого требовалось не просто одолеть Турцию, а завоевать ее столицу. С этой задачей Россия так и не справилась.

Спецификой задачи новых броненосцев объяснялось "нетрадиционная" компоновка их вооружения - две двухорудийные барбетные установки главного калибра стояли рядом друг с другом на носу для ведения огня прямо по курсу. Показательно, что два из трех броненосцев серии были названы в честь выдающихся побед русского флота над турками, а третий - в честь царицы, при которой Россия отвоевала у османов Крым и Северное Причерноморье.
В вступлением в строй "Екатерины", "Чесмы" и "Синопа" огневое превосходство российского Черноморского флота над турецким стало подавляющим, однако, до их применения по прямому назначению, как известно, дело так и не дошло. Могучие и баснословно дорогие боевые машины остались невостребованными. К концу перого десятилетия ХХ века все три корабля уже считались морально устаревшими и были выведены из боевого состава флота.
В 1912 году "Чесму", превращенную в плавучую мишень, расстрелял на испытаниях линкор "Иоанн Златоуст". К тому времени эстафету давней мечты о проливах приняли новые боевые корабли, но и им не довелось воплотить ее в жизнь. А все-таки, интересно, если бы не роковые события 1917 года, как сейчас выглядела бы карта Юго-Восточной Европы и как бы назывался Стамбул?
На заставке - торжественная церемония спуска "Чесмы" на картине Александра Беггрова.

Схема бронирования "Чесмы". Как видно, ее защищенность была исключительно высокой. Броневой пояс толщиной более 15 сантиметров прикрывал корпус на всю длину, от носа до кормы, а центральный каземат, скрывавший артиллерийские погреба, котельное и машинное отделения, имел толщину более 40 сантиметров! Бронирование рассчитывалось на противостояние турецким береговым батареям с крупнокалиберными орудиями Круппа, прикрывавшим вход в Босфор.

Достройка "Чесмы" у причальной стенки. Корабль окончательно ввели в строй в мае 1889 года.

К сожалению, Чертежей "Чесмы" в нормальном размере и приличном качестве я не нашел. На рисунке - однотипный с ней "Синоп". Впрочем, наверное, мало кто сможет заметить разницу, поскольку эти корабли были почти идентичны.


"Синоп" и "Чесма" в их грозном величии. Когда смотришь на такие фотографии, утверждения об индустриальной и технологической отсталости царской России кажутся сущим вздором. Однако надо учесть, что броня на этих броненосцах была английской, а котлы и паровые машины - бельгийскими.

Попадание в "Чесму" снаряда главного калибра линкора "Иоанн Златоуст". Вскоре старый богатырь, так ни разу и не вступивший в бой, уйдет на дно Черного моря.
|
</> |