
Красные крылья Ямато


15 мая 1938 года завершился рекордный полет японского самолета Гасуден "Кокен" под управлением пилота Юдзо Фудзиты. Взлетев 13 мая, этот самолет за двое суток "намотал" 29 кругов над территорией Японии, пролетев 11651 километр и побив таким образом абсолютный мировой рекорд дальности, установленный десятью месяцами ранее советским экипажем под руководством Михаила Громова на самолете АНТ-25.
Достижение Громова составляло 10148 километров, но его полет проходил в гораздо более сложных и опасных условиях - над Северным Ледовитым океаном и Северным полюсом из СССР в США. Однако Международная Авиационная Федерация при регистрации рекордов учитывает только количественные показатели, поэтому пальма первенства перешла от Советского Союза к империи Ямато.
Впрочем, японское достижение тоже продержалось относительно недолго. 1 августа 1939 года его превзошел итальянский экипаж на специальной рекордной версии трехмоторного бомбардировщика Савойя-Маркетти SM-81, проетевший по замкнутому маршруту 12936 километров.
Из-за начавшейся вскоре Второй мировой войны, когда всем стало не до показухи, этот результат официально оставался непревзойденным гораздо дольше и был побит только в октябре 1946 года американским патрульно-противолодочным самолетом Локхид "Нептун", пролетевшим без промежуточных посадок 18083 километра из Австралии в штат Огайо.
Одновременно с рекордом дальности Фудзита и его экипаж (второй пилот Фукудзира Такахаси и бортмеханик Такити Секе) установил рекорд скорости на дистанции 10 тысяч километров, составлявший 186 км/ч. Интересно, что эти достижения до сих пор остаются единственными авиационными рекордами, принадлежащими Японии, так как после войны она выпала из списка ведущих авиационных держав.

Из-за схожего предназначения, Гасуден "Кокен" был очень похож на АНТ-25, но его авторы - ученые Токийского университета под руководством профессора Кимуры пошли еще дальше по пути тщательного "вылизывания" аэродинамики.
Из-за этого у самолета отсутствовал фонарь кабины, а было только застекленное окно в крыше, передняя створка которого поднималась на взлете и посадке, образуя ветрозащитный козырек. Пилотское сиденье тоже приподнималось, благодаря чему летчик получал возможность смотреть вперед. А во время всего остального полета он фактически ничего не видел перед собой, кроме приборной панели и органов управления.

"Кокен" в сборочном цехе фирмы "Гасуден". Видно, что, в отличие от АНТ-25, его крыло имело полотняную обшивку.

"Кокен" на аэродроме.

|
</> |
