Таблица умножения - учить? Понимать? Ненавидеть? Считать на калькуляторе?
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Если есть тетрадка, то можно её перевернуть и прочитать нужный пример с обложки,
а если есть мобильник, то в нём есть и калькулятор.
Некоторые дети не знают таблицу умножения, и не парятся вовсе из-за этого,
другие стесняются, но не могут найти в себе силы её выучить - она же такая огромная!
это ж надо целых сто примеров знать наизусть!
На самом деле с таблицей умножения можно играть,
и тогда она запомнится сама.
Примеры прекрасных игр на умножение есть в дневнике математического кружка tromentano
А мы играли не с таблицей умножения, а с таблицей Пифагора.
Рисуем в первой строчке таблицы числа, скажем, от 1 до 12
Во второй строке считаем уже двойками,
в третьей - тройками, в четвёртой - четвёрками.
и тд, до 12
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2 4 6 8 10 12 14 16 18 20 22 24
3 6 9 12 15 18 21 24 27 30 33 36
4 8 12 ...
5 10 15 ...
И дальше разнообразно играем с получившейся таблицей.
Во-первых, дети легко могут заметить, что эта таблица симметрична относительно диагонали.
Нам-то это очевидно,
что 2 раза по 3
и 3 раза по 2 получится одинаковое число,
но им надо это увидеть, заметить - и восхититься.
А кроме того, это значит, что выучить наизусть надо не все 100 клеток этой таблицы,
а намного меньше.
Во-вторых, можно сразу отметить те клеточки, которые уже выучены, и учить их не надо.
это как минимум первый столбик и первая строчка.
Обычно и с десятой строчкой,
и с десятым столбиком проблем тоже не возникает.
Умножение на два многие дети тоже знают - уж в пределах пяти наверняка.
Я видела, впрочем, 8-летнюю девочку, которой это не было легко.
Попросила я её нарисовать в тетради прямоугольник,
внизу 5 клеток и над ним ещё пять клеток.
А потом попросила сосчитать - сколько клеточек всего.
-Сейчас! - ответила послушная девочка, и принялась тыкать пальчиком в каждую клетку.
И честно все 10 клеток пересчитала.
Если бы я спросила её: "сколько будет 5 + 5?" она бы мне живо ответила, но ей самой это не бросилось в глаза, и на просьбу "посчитай" она реагировала стандартным - тыкать пальчиком в каждый предмет"
Очевидно, с ребёнком, который находится на таком уровне освоения чисел, учить таблицу умножения ещё рано.
В-третьих, можно отдельно поиграть с квадратами.
можно нарисовать в тетради лесенку из квадратов, и под каждым написать, сколько в нём клеточек.
А можно нарисовать квадраты "стопкой", один поверх другого, и тогда вы можете заметить,
что 1 + 3 = 4
вокруг квадрата со стороной 1 есть 3 свободные клеточки внутри квадрата со стороной 2.
4 + 5 = 9
вокруг квадрата со стороной 2 есть 5 свободных клеточек внутри квадрата со стороной 3.
и если мы дальше будем добавлять к каждому следующему квадрату следующее нечётное число, то получим следующий квадрат.
9 + 7 = 16
16 + 9 = 25
25 + 11 = 36
36 + 13 = 49
на картинке это особенно красиво выглядит!
Можно на таблице Пифагора раскрашивать одним цветом все чётные числа,
получается сетка.
А можно закрасить все числа, которые делятся на 3,
потом - на 4,
потом - на 5.
Можно закрашивать одним цветом одинаковые ответы.
Сразу становится видно, что 24 это и 12*2, и 8 *3, и 6 *4
Можно заметить, что если мы закроем прямоугольным листом верхний левый угол таблицы, то под уголком будет как раз написано число спрятанных нами клеток.
А я больше всего люблю играть с этой таблицей в загадки.
-Я загадала число, у которого соседи 9 и 15.
Кто его найдёт?
И все смотрят на таблицу, все ищут, а потом отгадавший может уточнить: "А другие соседи у этого числа 8 и 16", и тогда мы ждём, пока найдут остальные - и предлагаем этому умнику загадывать новое число.
Мой опыт показывает, что сложнее всего учить примеры (на сложение, кстати, тоже) с числами 6, 7, 8.
7 * 8 = ??
8 * 9 = ???
9 это проще, 9 = 10-1
а вот 7 и 8 - это караул.
Многие дети 7 + 8 складывают с трудом,
просто потому что с числами от 1 до 5 они были знакомы всё дошкольное детство,
а вот 7, 8 и 9 не успели достаточно прощупать.
Именно поэтому, как мне кажется, таблица умножения у многих детей вызывает священный ужас и трепет - она огромна, и совершенно нелогична.
В ней надо просто выучить как стихи кучу непонятных примеров.
Но когда учишь наизусть, то совершенно запросто можно перепутать,
семь ю восемь пятьдесят шесть или шестьдесят три!
никакой логики в заученном куске примера нет.
А таблица Пифагора логична и понятна,
каждый раз прибавляем по 6,
потом каждый раз прибавляем по 7,
потом по 8.
Знаете, как некоторые школьники удивляются, что таблица умножения не заканчивается на десяти?
Прямо чудо!
А всего-то надо - не торопить события, и придумать игры, в которых сформируется понимание!
Ну и на 9 можно научить ребёнка умножать на пальцах,
просто и красиво,
но это все умеют, наверное?
|
</> |