рейтинг блогов

Свободный. Часть 2: окраины и окрестности

топ 100 блогов varandej25.11.2021 Свободный. Часть 2: окраины и окрестности

Амурская железная дорога 1910-х годов была первой, но не единственной великой стройкой Свободного, вполне себе исторический центр которого я показывал в прошлой части. Сто лет спустя около этого города в Амурской области строятся крупнейший завод постсоветской России и самый настоящий космодром, причём последний - ещё и со второй попытки. Впрочем, "около" - понятие растяжимое, и на Дальнем Востоке означает "за десятки километров". Тут даже Детская железная дорога длиннее иных "взрослых" узкоколеек, и её так же покажу сегодня вместе с прилегающим районом Михаило-Чесноковка.

В прошлой части мы шли по улице Ленина с севера на юг, а теперь пойдём, а больше поедем, с юга на север. Надо сказать, что хотя у Транссибирской магистрали глобально есть только запад и восток, большую часть Амурской области она проходит почти строго меридионально. Границей Свободного служит Зея - на самом деле огромная река, по расходу воды (1910 м³/с) замыкавшая бы в Европейской части первую пятёрку, а в устье у Благовещенска превосходящая сам Амур. Амурская область, по названию и границам странный реликт царских времён - на самом деле скорее Зейская: в то время как "на высоких берегах Амура часовые родины стоят", Зея - это дороги, селения, города, рудники, плотины. На ней расположены все три исторических города Амурки - Благовещенск, Свободный (с 1912) и маленькая купеческая Зея (с 1906), которой в 1976-80 дала новую жизнь ГЭС. На зейских берегах кипели и основные в этом углу сражения Гражданской войны от восставшего ещё до её начала Благовещенска до стоявшего "красным островом" Свободного. На его далёкой окраине есть памятник пароходу "Мудрец", погибшему в сентябре 1918 года в бою с японским бронепоездом.

2.
Свободный. Часть 2: окраины и окрестности

Тот обелиск стоит у Зейского пляжа в паре километров восточнее центра города - как я понимаю, там подожжённый "Мудрец" затонул. Транссиб же пересекает Зею гораздо выше этого места сразу двумя мостами в 1,5 километрах друг от друга:

3.
Свободный. Часть 2: окраины и окрестности

Внешне они кажутся совершенно одинаковыми, и на своих фото я отличаю их только по дате съёмки - нижним по течению мостом поезда идут на запад, а верхним (кадр выше) - на восток. Верхний мост был возведён в 1911-15 годах, а нижний закончили в 1936 году заключённые свободненского Бамлага как часть второго пути Транссиба. Ну а реконструкция 2010-х, фактически стройка с нуля вплоть до опор, сделала два километровых моста одинаковыми.

3а.
Свободный. Часть 2: окраины и окрестности

В черте Свободного целых две станции - собственно Свободный на севере и Михайло-Чесноковская на юге. На ней сегодня и покинем вагон, хотя в реале подобное проделать можно только с нарушением закона и риском для жизни - пригородных поездов тут нет, а дальние на этой станции не останавливаются. Я дошёл сюда пешком из центра.

4.
Свободный. Часть 2: окраины и окрестности

За этой станцией спускается к плавням Зеи район частного сектора Суражевка. Я туда не дошёл, да и, кажется, ничего интересного там не увидеть, однако на самом деле эта захолустная окраина старше города. Если Алексеевск (как назывался до 1917 года Свободный) торжественно заложил в 1912 году генерал-губернатор Николай Гондатти, то Суражевка была основана в 1901-м малоросскими поселенцами с Черниговщины. Михаил Чесноков же - это путейский инженер и архитектор, спокойно строивший Амурскую железную дорогу, но в 1917 году ставший вдруг борцом за власть советов и за это убитый "белыми". Тем не менее, он был не пришлый "профессиональный революционер"-экспроприатор, а человек, много сделавший для становления города: даже большинство показанных в прошлой части модерновых зданий Управления АмурЖД возведены по его проектам. Станция его имени была устроена здесь в 1922 году:

5а.
Свободный. Часть 2: окраины и окрестности

Не последней, видимо, причиной её появления стало то, что 1921 году именно в Свободном случился первый бой Северной и Южной Корей, то есть красных партизан О Хамука с коллегами из "материковой" Кореи, нашедшими убежище у большевиков. Одни были настроены включить соплеменников в Красную Армию и как-нибудь потом, в разгар мирового пожара, сделать их руками сначала Корейскую, а потому и Японскую ССР, другие же настаивали на немедленном антияпонском походе. Подробнее про Амурский инцидент, в котором погибли сотни людей и сгорел город, я рассказывал в прошлой части, и при восстановлении Советы видимо сочли, что Суражевка для этих целей удобнее, чем сам Алексеевск. В 1933 году, с постройкой второго пути Транссиба, Михайло-Чесноковская стала основной станцией Свободного, где все пассажирские поезда делали долгую стоянку. Со следующей реконструкцией магистрали в 1950-х годах эта роль вновь вернулась Свободному, а на Михаило-Чесноковке теперь даже воказала нет - лишь административное здание (1983) с противоположной Зее стороны:

5.
Свободный. Часть 2: окраины и окрестности

А по ней и район, с другой стороны прилегающий к Транссибу, известен в народе как Чесноки. К станции примыкает почти лысый, но странно уютный железнодорожный скверик, больше всего запомнившийся мне вот такой табличкой у ворот:

5а.
Свободный. Часть 2: окраины и окрестности

Не знаю, остались в старой Суражевке за путями малоросские хаты (у черниговских выходцев, вполне может быть, деревянные), а вот от путейской Суражевки уцелело несколько деревянных домов:

6.
Свободный. Часть 2: окраины и окрестности

Причём, с учётом её истории, это не дореволюционка, а "запоздалый модерн" раннесоветской эпохи:

7.
Свободный. Часть 2: окраины и окрестности

Ближе к центру тут есть и пара сталинок:

8.
Свободный. Часть 2: окраины и окрестности

А в основном Чесноки, как и весь Свободный - царство силикатного кирпича:

9.
Свободный. Часть 2: окраины и окрестности

От центра Чесноки отделяет болотистая пойма незаметного и вроде даже безымянного ручья, в которую, однако, дорога спускается почти серпантином. Там, наверху - Алексеевский храм дореволюционного проекта и мемориал Победы, которым мы закончили прошлую часть. Со стороны центра Чесноки встречают заброшенным, но явно старым деревянным домом:

10.
Свободный. Часть 2: окраины и окрестности

И социалистическим искусством на заборе:

10а.
Свободный. Часть 2: окраины и окрестности

А улицу Комарова, в которую переходит здесь центральная улица Ленина,  порой пересекает весьма неожиданный агрегат. Не автомобиль, не трактор, не обычный поезд, а ТУ10 "Колибри" - новейший узкоколейный локомотив:

11.
Свободный. Часть 2: окраины и окрестности

Пройдя за виадук с полкилометра по рельсам, можно обнаружить как бы не единственное в России двухколейное депо:

12.
Свободный. Часть 2: окраины и окрестности

Скрывающее более привычную "Кукушку" (ТУ2 1950-х годов) - Малая Амурская железная дорога не только самая длинная среди российских ДЖДшек, но единственная пересекающая Транссиб. На ширококолейной же половине депо ночует какая-то рабочая спецтехника.

13.
Свободный. Часть 2: окраины и окрестности

Детские железные дороги (каждый раз пишу этот пассаж) - это отнюдь не парковые аттракционы с паровозиками. Да, строятся они для детей - вот только дети здесь не всегда пассажиры. ДЖДшки - это наглядные пособия при школах юных железнодорожников, строившиеся в Советском Союзе с 1930-х годов. По сути это почти полноценные железные дороги со станциями, вокзалами (иногда очень красивыми, как например в Нижнем Новгороде, Минске, Днепр(опетровск)е или Луцке), разъездами, мостами и тоннелями (Иркутск, Чимкент), диспетчерскими службами, депо... Только маленькие - как в ширину (стандартные для узкоколеек 750мм, а в Красноярске и того меньше), так и в длину, редко превышающую несколько километров. Одни ДЖДшки представляли собой кольца в городских парках, другие - вполне полноценный транспорт к дачам и зонам отдыха (Оренбург), а Малая Октябрьская ДЖД и вовсе связует Петербург и Пушкин. На некоторых (Ростов-на-Дону, Киев) сохранились действующие паровозы. Большинство ДЖДшек строились в центрах региональных железных дорог и названия носили соответствующие (Малая Московская, Малая Львовская, Малая Дальневосточная и т.д.), а если таковая охватывала несколько республик - то зачастую и в их столицах (Ереван), кроме Таллина, Кишинёва, Душанбе и Фрунзе (Бишкека). Карта региональных дорог же, как можно понять хотя бы из прошлой части, не раз перекраивалась, но ДЖД, как например Малая Сахалинская или Малая Амурская, оставались в строю наряду с остальной инфраструктурой. Наконец, несколько ДЖДшек расположены совсем уж без чёткой логики - просто на крупных станциях (Лиски), в индустриальных гигантах (Новомосковск) или даже в родных городах правящих кланов республик (Джизак). Последствия распада СССР для детских железных дорог, как ни странно, коррелируют с религией - почти все они погибли в мусульманских и западно-христианских странах, а вот в православных (и одной древне-христианской), напротив, почти все в строю. И Свободненская, изначально Малая Амурская ДЖД выделяется по многим пунктам - одна из самых старых (1939-40) и самая большая - 10,5 километров по главному ходу и 11,6 - по длине всех путей.

14.
Свободный. Часть 2: окраины и окрестности

Пересекая улицу Комарова, путь из депо приводит на станцию Юность:

15.
Свободный. Часть 2: окраины и окрестности

Изначально она носила другое, куда более звучное название Сталинское Счастье. А если учесть, что строил узкоколейку Амурлаг, центром которого был Свободный - звучало оно поистине зловеще.

15а.
Свободный. Часть 2: окраины и окрестности

Культ личности же тут развенчали так старательно, что вместе с названием станции был заменён и вокзал:

16а.
Свободный. Часть 2: окраины и окрестности

Нынешняя РЖД унылости предпочитает аляповатость и грозится сделать его таким:

16б.
Свободный. Часть 2: окраины и окрестности

Но пока стоит убранное в сайдинг хрущёвское здание. На самом деле вокзалом его назвать можно крайне условно - в первую очередь там помещаются учебные классы, а билеты продаёт бревенчатая, как у музеев, касса на краю площади. Зала ожидания, кроме навеса, тут и нет - ведь работает ДЖД только летом. У поездов есть номера со 120 по 127, и 6 дней в неделю (кроме понедельника) по ДЖД проходит 4 пары рейсов: в 8:45, 10:30, 13:45 и 15:30 туда, 9:35, 11:25, 14:35 и 16:25 - оттуда. Билет не так-то и дорог по дальневосточным меркам - 100 рублей за взрослых и 50 за детей, при том что тут междугородние автобусы стоят в среднем 5 рублей за километр.

16.
Свободный. Часть 2: окраины и окрестности

У горловины станции - небольшой музей с семафором и ещё одной "кукушкой" под грузовыми вагонами. Последнее не случайно: в войну ДЖДшка была полноценным транспортом для подвоза на станции Транссиба урожаев с совхозных полей, к которым тогда проложили временную ветку. График её был крайне напряжённым, и местными героями тогда стали юные машинисты паровоза Гоша Зенин и Ваня Шайц, на ходу лазавшие в горящую топку (само собой, в брезентовой одежде, пропитанной водой) за провалившимся туда колосником. Памятника им, правда, нет - хоть и героизм, а всё же грубейшее нарушение ТБ, и так как над нами мирное небо - плохой пример для детей. Вместо памятников тут пособие по иерархии - "лесенка" столбиков, на табличках которых представлены, сверху вниз, первый начальник РЖД Геннадий Фаддеев, текущие начальники департамента перевозок РЖД, Забайкальской железной дороги и её Свободненского региона, и в самом низу, но ближе всего к платформе - "Юные железнодорожники":

17.
Свободный. Часть 2: окраины и окрестности

В вокзале, помимо кабинетов и классов - небольшой музей с раритетной техникой, обилием исторических фото, плакатами да поделками на железнодорожную тему:

18.
Свободный. Часть 2: окраины и окрестности

Первый раз я зашёл сюда в самое-самое окно - ближайший поезд ожидался через полтора часа, в которые я обошёл Чесноки, прогулялся до депо и даже подремал на лавочке. Ближе к отправлению на платформе начал собираться народ, а юные железнодорожники высыпали из классов:

19.
Свободный. Часть 2: окраины и окрестности

Машинист тут молодой, но всё же явно взрослый и очень общительный мужик, а вот всё остальное действительно делают дети и подростки. Причём - с тем особым усердием, которое проходит с опытом: так, вот эти ребята пристально следили за тем, чтобы я не пересаживался с первоначально занятого места, не ходил по вагону, не ехал стоя и не высовывал в фотоаппарат за окно.

20.
Свободный. Часть 2: окраины и окрестности

Возможностей нарушить порядок у меня было много - ведь путь в одну сторону тут растягивается на внушительные для ДЖДшки полчаса. По сути дела это и не ДЖД, а настоящая пригородная узкоколейка с пассажирским движением, как где-нибудь в Каринторфе или Боржаве. Поезд медленно идёт между лесов и пологих сопок, пересекая ручьи и дороги:

21.
Свободный. Часть 2: окраины и окрестности

Свободный - город узкий и длинный, а ДЖД проложена перпендикулярно Транссибу, поэтому в природу мы выходим через несколько минут. Над благовещенской трассой - жёлтые яры, на самом деле Дубовские карьеры:

22.
Свободный. Часть 2: окраины и окрестности

По левую руку в какой-то момент показываются Зейские мосты:

23.
Свободный. Часть 2: окраины и окрестности

А в основном с этой стороны тянется вал, более всего похожий на дамбу:

24.
Свободный. Часть 2: окраины и окрестности

Но мосты выдают в нём насыпь недостроенной дороги. Тот же самый машинист рассказывал мне про неё что-то интересное на тему китайской угрозы и стратегических перебросок, но я предательским образом это забыл.

25.
Свободный. Часть 2: окраины и окрестности

На полпути идут почти подряд две промежуточных станции (фактически - платформы), через которые при желании можно добираться до дач:

26а.
Свободный. Часть 2: окраины и окрестности

Дальневосточная в посёлке Советский была конечной до 1950 года - "колхозная" ветка-времянка отходила чуть ближе неё:

26.
Свободный. Часть 2: окраины и окрестности

Ещё год конечной оставалась Подгорная в одноимённом посёлке. Где, кстати, и постоянных жителей 2,5 сотни, так что формально Свободненская ДЖД - полноценный транспорт между населённых пунктов.

27.
Свободный. Часть 2: окраины и окрестности

За Подгорной дальние виды заканчиваются, а вдоль проложенных в 1951 году путей тянется уютный и чистый сосновый лес. В его глубине находится и конечная станция Пионерская, из которой можно разбрестись к детским лагерям да вытянутой вдоль берега Зеи старой (1883) деревни со звучным названием Бардагон.

28.
Свободный. Часть 2: окраины и окрестности

Туда юные железнодорожники возят юных моряков - с 1964 года на околице Бардагона действует Детский морской центр, в котором наглядными пособиями служат два списанных боевых катера мощнейшей в мире пресноводной флотилии из Хабаровска. Но я не дошёл ни туда, ни даже до берега Зеи - на конечной поезд стоит всего 20 минут.

29.
Свободный. Часть 2: окраины и окрестности

Вернувшись в Юность, я снова вышел во взрослый мир да поймал маршрутку до станции Свободный. Логичнее, конечно, вокзал смотрелся бы в прошлой части - от него с полкилометра до площади Лазо, где мы начинали вчерашнюю прогулку. Полкилометра эти, впрочем, занимает частный сектор и какие-то кусты, так что станция Свободный, в отличие от Михайло-Чесноковской, кажется полностью обособленной от города. Первое здание его, хотя Алексеевск закладывался сразу как "столица" Амурской железной дороги, было деревянным, маленьким и типовым:

30а.
Свободный. Часть 2: окраины и окрестности

Тот вокзал сгорел в Гражданскую войну, как и многие вокзалы Приамурья. Восстанавливать их надо было срочно, материалы и технику везти - далек, и от того местной "фишкой" стал деревянный конструктивизм:

30б.
Свободный. Часть 2: окраины и окрестности

В Свободном находился, конечно же, самый яркий его образец:

30в.
Свободный. Часть 2: окраины и окрестности

Сейчас таких вокзалов не увидеть, хотя последние из них доломали уже в 21 веке. Свободный же обновили одним из первых - новый, и довольно унылый вокзал принял пассажиров в 1983-м году. Причём такое ощущение, что строился он не на месте деревянного вокзала, а за ним - перрон непропорционально широк и занят небольшим садом:

31.
Свободный. Часть 2: окраины и окрестности

Что за станция такая
Белогорск иль Завитая?
А с платформы мат отборный
Значит, станция Свободный
. - вот вы теперь увидели, как выглядит эта плтаформа.

32.
Свободный. Часть 2: окраины и окрестности

Внутри пока ещё добротный советский интерьер с внезапными тут зодиакальными часами:

33.
Свободный. Часть 2: окраины и окрестности

Невидимая линия, проходящая ровно по центру главного зала отделяет ЖД-вокзал от автовокзала - даже кассы их у разных стен. Автобусное расписание тут по-дальневосточным меркам довольно солидное, и в основном его составляют курсирующие в среднем каждый час маршрутки Благовещенск - Шимановск. На одну из них я и схватил билет за минуту до отправления:

34.
Свободный. Часть 2: окраины и окрестности

С Транссиба чуть западнее вокзала хорошо видна огромная база строительной техники, а с внутрирайонной дороги - целый лес кранов многоэтажечного Северного района, строящегося на окраине Свободного.

35.
Свободный. Часть 2: окраины и окрестности

Его будущее 20 тыс. жителей, вернее их трудоспособную часть, приглашает на работу Амурский газохимический комплекс, строительство которого идёт с 2015 года за лесом в 12км севернее города. Надо сказать, если нефтепереработка на слуху, и пейзаж нефтезавода с его змеевиками и гигантскими факелами сложно забыть, если хоть раз его видел, то газоперерабатывающие заводы - отрасль не столь очевидная. Небольшие ГПЗ часто работают при нефтезаводах и месторождениях (а первый из таких был пущен в 1911 году в галицком Бориславе), но по факту они тоже занимаются переработкой нефти, в которой всегда есть попутный газ. Бывает и наоборот - газообразные углеводороды идут как компонент сырья на "обычные" химзаводы. А вот отдельные газоперерабатывающие комплексы - редкость, а может быть и вовсе чисто советское ноу-хау. До недавнего времени эту отрасль в России представляли два гиганта под Оренбургом (с 1974) и Астраханью (с 1985), и леса их факелов в ночной степи оставляют неизгладимое впечатление. "Поворот углеводородного экспорта на Восток" же совпал с падением цен на нефть и новой попыткой избавить страну от  "ресурсного проклятия". В Китай, в отличие от Европы, наша "элита" не стремится вывезти детей, а потому китайцам можно продавать не только голое сырьё, но и что подороже. И вот СИБУР и Sinopec на газу якутской Чаянды и иркутской Ковыкты решили дополнить новый газопровод "Сила Сибири" крупнейшим в мире комплексом газопереработки.

36.
Свободный. Часть 2: окраины и окрестности

Масштабы его действительно впечатляют: с 8 сотнями гектар площади (3,5 на 2,5км) и 3 тысячами рабочих мест это крупнейшее перерабатывающие предприятие, строящееся в России со времён распада СССР. В идеале здесь за год из 42 миллиардов (!) кубометров газа будут получать 2,5 миллиона тонн этана, 1 миллион тонн пропана, полмиллиона тонн бутана и 60 миллионов кубометров самого ценного продукта - гелия, по которому завод не будет иметь равных в мире. Алканы же пойдут в дальнейшую переработку - рядом с ГПЗ строится ещё и ГХК, где из них получают полиэтилен (до 2,3 млн. т.) и полипропилен. Конечно, постсоветская эпоха приучила не верить фразам, в которых соседствуют слова "производство" и "будет", но всё же первая очередь ГПЗ заработала 9 июня 2021 года, буквально за несколько дней до моей поездки, а выйти на проектную мощность АГПЗ-АГХК должны к 2024 году. Но чтобы всё это не выглядело слишком уж ура-патриотично, добавлю, что по самому Свободному догадаться о великой стройке сложно - на кадре выше виден гигантский посёлок для вахтовиков. Едут они сюда не только из Средней Азии и Украины, но и со всей России: на Дальнем Востоке цены и зарплаты выше, а мужики - хитрее, и к тому же у многих тут периодически "идёт рыбец", за которым они готовы убежать с работы. Великих строек в "забытом Москвой регионе" ведётся множество (пару лет назад я показывал крупнейшую в России верфь в Большом Камне), но местные не имеют от них ничего, кроме роста цен на еду и недвижимость.

37.
Свободный. Часть 2: окраины и окрестности

Название "Свободный" я понял как Ненужный, но в 1990-2000-х все проезжающие мимо знали, что Свободный он от закона - уличная преступность тут лютовала даже на фоне остального ДэВэ.

38.
Свободный. Часть 2: окраины и окрестности

Вид здешних деревенек печален, но как мне написали в прошлой части, по сравнению с 2012 годом Свободный явно начинает оживать. Учитывая стройку Северного микрорайона, работать на газоперерабатывающем заводе будут уже не вахты.

39.
Свободный. Часть 2: окраины и окрестности

Районная дорога, по которой мы ехали, идёт на север параллельно трассе "Амур" и Транссибу и вновь встречается с ними у деревни Глухари в 40км от города. Здесь находится станция Ледяная с дореволюционной водонапоркой:

40.
Свободный. Часть 2: окраины и окрестности

И новым, да при том не маленьким вокзалом:

41.
Свободный. Часть 2: окраины и окрестности

С архитектурой Ледяной РЖД решила не выпендриваться, и вместо аляповатых балаганов соорудила не пытающиеся отрицать своей унылости "коробки":

42.
Свободный. Часть 2: окраины и окрестности

Подъезжая к Ледяной по Транссибу, я чувствовал примерно то же, что и подъезжая к Тюратаму по Ташкентской железной дороге - там за степью, тут за тайгой виднеются высокие сооружения самого что ни на есть космодрома.

42а.
Свободный. Часть 2: окраины и окрестности

От Ледяной здесь отходит тихая однопутная ветка:

43.
Свободный. Часть 2: окраины и окрестности

Вдоль которой и маршрутка через 3,5 километра приезжает на площадь, местным жителям известную как Углегорск:

44.
Свободный. Часть 2: окраины и окрестности

С тем же успехом его могли назвать Нефтеозёрск, Златомысовск или Уранобедлендовск - нет тут ни гор, ни угля.  Зато с 1961 года грозили "китайским шовинистам" межконтинентальные баллистические ракеты, так что в 1969-94 это и вовсе был ЗАТО Свободный-18. Тогда здесь вырос почти типовой городок с силикатными пятиэтажками, домом офицеров и дымящей котельной. В наше время он, подобно десяткам таких городков по всему Дальнем Востоку, мог глядеть из тайги тёмными глазницами пустых окон. Однако, как верно заметил один мой знакомый, "велика Россия, а космодром поставить некуда" - ракета не самолёт и её запуск требует огромного количества нюансов. Самый очевидный - в том, что она отбрасывает ступени и оставляет токсичный шлейф, а значит взлетать должна вдали от населённых пунктов, в идеале и вовсе над морем. Более того, путь ракеты от Земли до расчётной орбиты отнюдь не вертикален, и чаще всего направлен от космодрома на северо-восток. Сама же Земля подобна гигантской праще: одна и та жа ракета с экватора может поднять примерно на треть больше груза, чем из высоких широт. Добавьте сюда ещё и удалённость от границ (враг не дремлет же!) и минимальную сейсмическую опасность - и станет ясно, что подходящих мест для космодрома на 9-й части суши практически нет: 4/5 страны - север, Европейский юг густо населён, Приморье зажато границами, в Дагестане - террористы, а на Сахалине - землетрясения. Новый космодром был необходим постсоветской России: северный Плесецк активно используется военными, но из-за своего расположения не конкурентоспособен для тяжёлых коммерческих запусков, всем прекрасный Байконур же в 1991-м оказался в другом государстве.

45.
Свободный. Часть 2: окраины и окрестности

И может быть кто-то ещё помнит космодром "Свободный", создание которого на Углегорской базе началось в 1996 году? Увы, тогда России такие игрушки были не по средствам, и Свободным он остался в том числе и от полноценной инфраструктуры. Единственными ракетами, которые отсюда запускали, были "Старт-1" - гражданская модификация мобильного "Тополя" с 4 ступенями и 4 центнерами полезной нагрузки (у 3-ступенчатого "Союза", для сравнения - 7 тонн). В 1997-2006 со Свободного было запущено 6 спутников (отечественный военный "Зея", 2 израильских, 1 американский и 1 шведский), а в 2007 космодром закрыли. Поняв, что от военной базы тут можно использовать разве что посёлок, власть задумала строить полноценный космодром "Восточный", но - очень уж не спеша... Лишь в 2012 году стройка в амурской тайге стартовала, а к 2014 году стало ясно, что от графика она отстаёт на 26 месяцев, то есть на больший срок, чем она уже шла! Но именно 2014 год стал переломным: как русско-японская война показала, что вместо КВЖД надо строить Амурскую магистраль, так и Украинский кризис продемонстрировал, что нельзя полностью полагаться на космодромы в других странах. Грязную работу по наведению порядка послали делать Дмитрия Рогозина, на кураторство которого в 2015 году выпали знаменитые скандалы с задержкой зарплат, ну а затем на белом коне сюда въехал наследник даурских ханов Сергей Шойгу. Первым делом в тайге возвели новейший стартовый комплекс "Союзов", этих рабочих лошадок космонавтики, фактически представляющих собой глубокую модернизацию ещё королёвской Р-7. Уникальность "Восточного" была в том, что больше нигде в мире космодромы не строятся среди вечной мерзлоты и зим с 40-градусными морозами - стартовый комплекса "Союза" максимально автономен и компактен. 26 апреля 2016 года с "Восточного" был сделан первый запуск с тремя российскими спутниками, включая спутник МГУ "Михайло Ломоносов". Спутнику Бауманки повезло меньше - второй запуск в 2017 году окончился пока единственной на этом космодроме неудачей. Но год за годом "Восточный" набирает обороты - если поначалу отсюда делалось 1-2 запуска в год, то в 2021 их было уже 4 - все по английской программе глобального интернета OneWeb. Строительство пока замедлилось - в пер

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Смотрю разные медицинские образовательные видео и не только на Ю-тубе. У 99.9% лекторов помимо прочих недостатков, имеют один практически общий для всех - очень уж любят лить воду. Благодарности, общие фразы...то что можно сказать одним предложением - растягивается на пять. ...
У камрадов нередко возникает вопрос "Почему меня не печатают?" кто самый издаваемый автор. Ответ нам даёт секретный отчОт Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям "Книгоиздание в России-2009". По итогам 2008 г ., среди российских ...
Друзья мои! Что рассказать о последних новостях колхозных? опять гулянка намечается - винная, да, трудно у нас другими... Гости едут снова))) моя Катя и Сережа - молодожены наши, всего тригода назад женили их тут у нас)))))) Эгорова до Дня Победы улетела, а на смену - мои Русовы! Еще еде ...
Писаные красавцы в расписных одеждах Кеклик азиатский, или азиатская каменная куропатка, или азиатская горная куропатка / Alectoris chukar / חוגלת סלעים Отряд: Курообразные, Семейство: Фазановые, Род: Кеклики Кто краше: фазаны кекликов? Кеклики – куропаток? Все эти птицы ...
Говорит, полюбил другую женщину, и она беременна сыном. А он, оказывается, всю жизнь мечтал о сыне. Я не работаю, потому что дочь без меня не может. Сказал, будет платить алименты дочке. Идти особо некуда. Хотя в браке приобрел мне машину. Что делать? ...