СВО: пару слов просвещения тем, кто укоряет православных за убийство врагов...

Сегодня православная Церковь чтит память мученика Нестора Солунского (Фессалоникийского). Его житие весьма полезно именно тем, кто обвиняет православных в том, что мол они, участвуя в боевых действиях, нарушают заповеди Господа Иисуса Христа, в том числе одну из заповедей Второзакония «Не убий».

(Мученик Нестор Солунский (Фессалоникийский) побеждает нечестивого Лия)
Но прежде чем перейти к его краткому житию я напомню один случай, который произошел со святым равноапостольным Константином (тем самым, кого мы почитаем вместе со святым Мефодием как учителей словенских), когда тот был послан Патриархом Константинопольским на евангельскую проповедь и прибыл в столицу сарацин. Тогда с ним вступили в спор о вере ученые последователи Магомета.
Между прочими вопросами задали ему такой:
- Христос есть Бог ваш. Он заповедал вам молиться за врагов, добро творить ненавидящим и гонящим вас, — бьющим в ланиту подставлять и другую, — а вы что делаете? Если кто обидит вас, изощряете оружие, выходите на брань, убиваете. Почему вы не слушаете своего Христа?
Выслушав cиe, святой Кирилл спросил у совопросников своих:
- Если в каком-либо законе будут написаны две заповеди, который человек будет совершенный исполнитель закона — тот ли, кто исполняет одну заповедь, или тот, кто исполняет обе заповеди?
Когда агаряне сказали, что совершеннее исполнит закон тот, кто соблюдет обе заповеди, то святой проповедник продолжал:
- Христос Бог наш, повелевший нам молиться за обидящих нас и им благотворить, сказал также, что большей любви никто из нас в жизни сей явить не может, разве кто положит душу свою за други своя (Ин. 15. 3).
Вот почему мы великодушно терпим обиды, причиняемые нам как людям частным, но в обществе друг друга защищаем и полагаем души свои на брани за ближних своих, чтобы вы, пленив наших сограждан, вкупе с телами не пленили и душ их, принудив к отречению от веры и богопротивным деяниям. Наши христолюбивые воины с оружием в руках охраняют Святую Церковь, охраняют государя, в священной особе коего почитают образ власти Царя Небесного, охраняют отечество, с разрушением коего неминуемо падет отечественная власть и поколеблется вера евангельская. Вот драгоценные залоги, за которые до последней капли крови должны сражаться воины, и если они на поле брани положат души свои, Церковь причисляет их к лику святых мучеников и нарицает молитвенниками пред Богом.
Когда вчера мы прославляли великомученика Дмитрия Солунского, то воспоминали и о сегодняшнем святом мученике Несторе – именно его святой Дмитрий благословил на бой с силачом Лием, происходившим из Вандальского племени, любимым борцом императора Максимиана.
Для сего нечестивого Лия царь устроил среди города высокий и обширный помост на столбах, где Лий мог бы производить состязания в силе, на виду у всех. Под тем помостом было натыкано множество копий и других оружий, острием вверх – для того, чтобы Лий сбрасывал побежденных им на эти острые оружия, пронзенные коими, падая, умирали. И действительно, Лий, вступая в борьбу с людьми, сбрасывал их под помост на копья и предавал смерти. Царь же, со всем множеством своих воинов, смотрел на сие с удовольствием и любовался своим борцом. Смотрел на сие зрелище и солунский народ, среди коего было много верующих. Видя проливаемую этим бесчеловечным зверем человеческую кровь, они тяжко вздыхали: ибо Лий убил уже много христиан, которых нечестивые насильственно влекли на помост и принуждали бороться с Лием.
Приняв благословение Дмитрия, святой Нестор тотчас пошел к месту состязания, снял на виду у всех верхние одежды и громко возгласил:
– Я хочу бороться с Лием!
Видя такую смелость юноши, царь изумился и, сожалея о его красоте и молодости, сказал ему:
– Разве ты не видел, сколько победил Лий более храбрых и сильных, чем ты? А ты, невысокий ростом и юный годами, осмеливаешься идти против того, равного которому нет под солнцем.
Нестор ответил на это:
– Если я мал и немощен, то велика и непобедима сила Христа моего, на Коего я надеюсь и во имя Коего я хочу побороться с этим исполином.
Услышав Христово имя и поняв, что Нестор – христианин, царь разгневался и велел ему немедленно идти на помост, думая, что с Нестором случится то же, что и с прочими. Святой Нестор осторожно поднялся на место борьбы; Лий же, шутя и смеясь, стал наступать на святого. Видя приближение Лия, Нестор оградил себя крестным знамением и громким голосом воскликнул:
– Боже Димитрия, помоги мне!
Затем он схватился с супостатом и начал бороться. Бог, укрепивший некогда Давида в борьбе с Голиафом, укрепил и раба Своего Нестора против нечестивого Лия – на посрамление нечестивому царю, а верным своим на радость. И действительно, малый ростом Нестор оказался в своей храбрости сильнее великого Лия. Схватив его, как птицу, он сбросил великана с высокого помоста на острые копья. Упав на них, как крепкий дуб, Лий с позором изверг свою окаянную душу, и, таким образом, погибла память его с шумом, исчезла его гордая сила и прекратилось суетное хвастовство Максимиана своим борцом.
Весь народ солунский – в особенности христиане, видя сию неожиданную и славную победу, воскликнули громким голосом:
– Велик Бог Димитрия!
Царь, вставь со стыдом, пошел в свои палаты, скорбя и горюя о своем любимце Лие. Он сильно разгневался на святого Нестора и повелел схватить его. Узнав же, что и Димитрий повинен в смерти Лия, так как он укрепил Нестора на подвиг, предсказав ему победу, царь повелел казнить обоих. Святой Димитрий был исколот копьями, а святой Нестор усечен мечем.
А о святом равноапостольном Константине и его ответах нечестивым сарацинам мы вспоминали совершенно не случайно. Подвиг святого Нестора Солунского и благословение великомученика Дмитрия Солунского на этот подвиг должно раскрывать глаза тем, кто полагает христианство как вероучение, предполагающее непротивление злу насилием. Это большая ошибка, потому как очень важно различать мотив этого противления и если этот мотив соответствующий, и действия христианина законные, то даже убийство не будет грехом.
О высоте воинской службы говорил и святитель Иоанн Златоуст (свт. Иоанн Златоуст, святитель. К иудеям, и эллинам, и еретикам; и на слова: был зван Иисус на брак (Ин. 2: 2)), и святой Николай Квасила (Николай Кавасила, святой. Семь слов о жизни во Христе. М., 1874. С. 136.), и многие другие.
О том, что убийство на войне не приравнивается к греху убийства (да и вообще ко греху), а. напротив, есть доблесть, писал, к примеру один из величайших учителей Церкви святитель Афанасий Великий:
"...не позволительно убивать; но убивать врагов на войне — и законно, и похвалы достойно.
Так великих почестей сподобляются доблестные в брани, и воздвигаются им столпы, возвещающие превосходные их деяния. Таким образом, одно и то же, смотря по времени, и в некоторых обстоятельствах — непозволительно, а в других обстоятельствах — и благовременно, допускается и позволяется" (свт. Афанасий Великий. Послание к монаху Амуну).
Грех быть законным не может.
Пытаются некоторые отвечать, что дескать другой учитель Церкви святитель Василий Великий рекомендовал воинов, вернувшихся с полей брани, на некоторое время не допускать до Причастия. Но замечание это никуда негодное, потому как во первых, имеет характер рекомендательный, а во вторых, не говорит о том, что связано это с тем, что убийство врага на войне есть грех - это связано с очищением, равно как и мать, родившая дитя не согрешила, но до окончания дней очищения не дерзает подходить к Причастию.
Матфей Властарь, канонист XIII века, так толкует это правило свт. Василия Великого: "Таким образом, и сей божественный отец почитает похвалы достойными идущих на противников и защищающих род христианский, ибо что может быть более достойным похвалы, чем то, чтобы быть поборниками целомудрия и благочестия? Но поскольку у сего святого отца было намерение очищать скверны, соединяемые иногда и с благими делами, он подвергает умеренной епитимии и сих (воинов)..." (Матфей (Властарь), иеромонах. Алфавитная синтагма. М., 1996. С. 428.).
Но повторю - правило выражено святителем Василием скорее в рекомендательном ключе, чем в категоричном, как в других случаях. Кстати, о том же святителе Василии Великом... В житие великомученика Меркурия читаем:
"Когда святой Василий Великий молился пред иконою Пресвятой Богородицы, – при которой было изображение и святого великомученика Меркурия с копьем, как воина, – чтобы злочестивый царь Юлиан Отступник, великий гонитель и истребитель правоверных христиан, не возвратился из Персидской войны для истребления христианской веры, то увидел, что там, при иконе Пресвятые Богородицы, образ святого Меркурия сделался на некоторое время невидимым, потом показался с окровавленным копьем. А в то самое время Юлиан Отступник был пронзен на Персидской войне копьем неизвестного воина, который тотчас после того сделался невидим. Окаянный Юлиан, извергнув вверх хлынувшую из раны кровь обращаясь к небу с такими хульными словами на Христа:
- Ты победил, Галилеянин! – умер со злобой на устах.
Это чудо сделалось тогда явным, ибо, по молитвам святого Василия Великого, сама Пресвятая Богородица послала сего угодника Божия и своего, святого победоносного великомученика Меркурия, от церкви торжествующей к церкви воинствующей, на казнь Богопротивного отступника Юлиана, на защиту святой веры и православных христиан".
Тут пример еще более наглядный: не просто святой обагрил свое копье кровью нечестивца - императора Юлиана, но и послала его на этот подвиг Сама Пречистая Богородица! И еще более того - послан был великомученик Меркурий уже из Небесных Обителей, куда, как мы знаем, ничто нечистое и греховное попасть не может.
Святой Меркурий, уже будучи святым получает повеление от Матери Господа нашего Иисуса Христа остановить нечестивца, истребителя христиан, через нанесение ему смертельной раны и возвратиться в Небесные Обители.
Не правда ли, замечательное свидетельство того, что не всякое убийство есть грех? И замечательное подкрепление тем православным, кто встает на защиту своего Отечества от иноземных захватчиков!
Господи Боже сил вожди и воины и вся защитники Отечества нашего в заповедех Твоих утверди, крепость духа им низпосли, от смерти, ран и пленения сохрани!
Всем же во дни сия убиенным и от ран и болезней скончавшимся прощение грехов даруй и блаженное упокоение сотвори! Аминь.
|
</> |