![](/media/images/top/preview/icpicslivejournalcomvikond655394171346223534622353_original.jpg)
Светлый путь
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![Светлый путь Светлый путь](https://ic.pics.livejournal.com/vikond65/53941713/4622353/4622353_original.jpg)
87 лет назад, 20 июня 1933 года, начальник ГУЛАГа ОГПУ Матвей Берман (расстрелянный в 1939-м) лично доложил товарищу Сталину об окончании строительства Беломорско-Балтийского канала имени товарища Сталина. Канал протяженностью 227 километров, как известно, построили в фантастическом темпе - всего за 20 месяцев. За это время было выкопано (вручную!) и переброшено более 10 миллионов кубометров грунта, построено свыше 100 гидротехнических сооружений, в том числе 19 шлюзов, 15 плотин, 49 дамб и т.д., а также проложено 37 километров железнодорожных путей.
Все это - в сложных природно-климатических условиях и по античным технологиям. На стройке работало 108 тысяч заключенных, но не было ни одного экскаватора, бульдозера, грейдера и подъемного крана. Не было даже грузовиков. Лишь в отдельных местах применялись отбойные молотки и динамит для дробления скал, но, судя по фотографиям, в основном их долбили кувалдами.
Ценой за это выдающееся достижение, согласно официальной статистике ГУЛАГа, стали 12308 умерших строителей, которых в советской печати называли "каналоармейцами": 1438 человек умерло в ноябре-декабре 1931 года, 2010 - в 1932 году и 8870 - за неполных шесть месяцев 1933 года. Резкий рост смертности был вызван авральной "штурмовщиной" на заключительном этапе работ, повышением норм выработки и одновременным сокращением рациона питания.
Разумеется, в СССР эти цифры были строго засекречены. Зато в газетах и журналах публиковались совсем другие вещи, например, репортаж писателя Александра Авдеенко, которого ленинградская писательская организация командировала на слет каналоармейцев-ударников, организованный управлением Белбалтлага ОГПУ. Вот замечательная цитата из этого отчета, описывающая, как кормили участников и гостей мероприятия:
«Я ошалел от увиденного достатка. На больших блюдах под прозрачной толщиной заливного лежали осетровые рыбины. На узких тарелках купались в жире куски теши, семги, балыка. Большое количество тарелок было завалено кольцами колбасы, ветчиной, сыром. Пламенела свежая редиска...»
Действительно, было от чего ошалеть. При этом товарищ Авдеенко, разумеется, не указал (да и вряд ли ему сообщили), что дневной рацион каналоармейца, занятого на тяжелых работах, согласно нормативу 1933 года, состоял из 800 граммов хлеба, 50 граммов крупы, 10 граммов растительного масла и 20 граммов сахара. Мясо, рыба, овощи, молочные продукты и животные жиры в него не входили вообще. Причем эта норма выдавалась лишь тем, кто выполняли дневную выработку на 100%. При 80% выработки выдавалось 600 граммов хлеба, при 60% - 500 граммов, а при менее чем 60% - так называемый "штрафной паек" - 300 граммов, означавший голодную смерть.
Тем не менее, канал был построен точно в намеченные сроки, в очередной раз подтвердив ошибочность расхожего утверждения о неэффективности рабского принудительного труда.
![Светлый путь BBK-1024x701.jpg Светлый путь BBK-1024x701.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/vikond65/53941713/3692603/3692603_original.jpg)
Зэки - "фалангисты" и их прораб. Бригады заключенных Белбалтлага кто-то из ОГПУшников, очевидно, начитавшийся Шарля Фурье, придумал называть фалангами. Однако после начала гражданской войны в Испании это слово в СССР приобрело негативную окраску и больше не использовалось.
![Светлый путь Светлый путь](https://ic.pics.livejournal.com/vikond65/53941713/3693072/3693072_original.jpg)
Типовой метод дробления гранита каналоармейцами при помощи зубила и кувалды.
![Светлый путь NYnKvS0__eR6FX1NdA.jpg Светлый путь NYnKvS0__eR6FX1NdA.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/vikond65/53941713/3688582/3688582_original.jpg)
Скальные работы при строительстве шлюза №5, июнь 1932 г.
![Светлый путь 0_a2067_c87620da_XXXL.jpg Светлый путь 0_a2067_c87620da_XXXL.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/vikond65/53941713/3691448/3691448_original.jpg)
Оттаскивание валунов.
![Светлый путь HpeLlmWQ5u5F3m3DG1NJQ.jpg Светлый путь HpeLlmWQ5u5F3m3DG1NJQ.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/vikond65/53941713/3689214/3689214_original.jpg)
Снятие грунта и уборка валунов перед началом строительства шлюза №7, июль 1932 г.
![Светлый путь Canal_Mer_Blanche.jpg Светлый путь Canal_Mer_Blanche.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/vikond65/53941713/3690249/3690249_original.jpg)
Вывоз грунта летом.
![Светлый путь 0_a206a_76fbccf4_XXXL.jpg Светлый путь 0_a206a_76fbccf4_XXXL.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/vikond65/53941713/3691012/3691012_original.jpg)
И зимой.
![Светлый путь 014.jpg Светлый путь 014.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/vikond65/53941713/3690080/3690080_original.jpg)
Механизация - деревянный свайный копер со ступальным колесом, изобретенный еще в античности.
![Светлый путь 3.jpg Светлый путь 3.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/vikond65/53941713/3689491/3689491_original.jpg)
Конная "железная дорога" с деревянными рельсами и колесами, сооруженная по проекту заключенных Совковича и Педана. На стройке Беломорканала вообще почти всё было сделано из дерева.
![Светлый путь D5XxDGjUZ2oTHTsn3xA.jpg Светлый путь D5XxDGjUZ2oTHTsn3xA.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/vikond65/53941713/3688838/3688838_original.jpg)
Еще один образец деревянной грузовой конки.
![Светлый путь Светлый путь](https://ic.pics.livejournal.com/vikond65/53941713/3693479/3693479_original.jpg)
Очень красноречивая фотография, демонстрирующая, что на самых тяжелых работах наряду с мужчинами трудились женщины, ведь советская власть гарантировала им равноправие.
![Светлый путь 019.jpg Светлый путь 019.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/vikond65/53941713/3689787/3689787_original.jpg)
Строительство шлюза. Абсолютно всё деревянное.
![Светлый путь 0_a206b_fec490a3_XXXL.jpg Светлый путь 0_a206b_fec490a3_XXXL.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/vikond65/53941713/3690951/3690951_original.jpg)
Подготовка к обшивке досками донной поверхности шлюза.
![Светлый путь 0_a2072_a2ec7718_XXXL.jpg Светлый путь 0_a2072_a2ec7718_XXXL.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/vikond65/53941713/3690691/3690691_original.jpg)
Митинг зэков под лозунгом "Даешь воду!"
![Светлый путь 4b7d711e6d264eb561eff18cc2197530.jpg Светлый путь 4b7d711e6d264eb561eff18cc2197530.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/vikond65/53941713/3692522/3692522_original.jpg)
Суровые пляски лагерной агитбригады.
![Светлый путь eOYkj0QlZc7405qW7sLCQA.jpg Светлый путь eOYkj0QlZc7405qW7sLCQA.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/vikond65/53941713/3692251/3692251_original.jpg)
Под музыку работа спорится.
![Светлый путь Светлый путь](https://ic.pics.livejournal.com/vikond65/53941713/3688226/3688226_original.jpg)
Предшественник Бермана на посту начальника ГУЛАГа Лазарь Коган (расстрелян в 1939 году) во время инспекционной поездки по Белбалтлагу. Июнь 1932 г.
![Светлый путь 57s1-127-B192-95-V4208778.jpg Светлый путь 57s1-127-B192-95-V4208778.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/vikond65/53941713/3689370/3689370_original.jpg)
Открытка с портретами руководителей строительства Беломорканала.
![Светлый путь Светлый путь](https://ic.pics.livejournal.com/vikond65/53941713/3693735/3693735_original.jpg)
Даже установленный в честь окончания строительства обелиск с надписями "Да здравствует вождь народов тов. Сталин" и "В СССР труд есть дело чести, доблести и геройства" был деревянным, а потому быстро сгнил.
|
</> |
![](/media/images/top/preview/icpicslivejournalcomvikond655394171346223534622353_original.jpg)